Участники школьного отряда «Стальное пламя» из Октябрьского района смогли установить имена и боевой путь экипажа пикирующего бомбардировщика «Пе-2», который был подбит во времена Сталинградской битвы и считался пропавшим без вести. Ребята сами смастерили памятный знак - красную звезду, на который средства собирали по всей России.
Разгадка самолёта
«Эта история началась четыре года назад, - рассказывает командир поискового отряда Алексей Бабичев. - Во время поисковой разведки у посёлка Прудовый под Светлым Яром ребята, школьники 12 - 16 лет, нашли скопление проржавевших металлических фрагментов. Детали фюзеляжа и одежды - кожаного комбинезона лётчика - указывали на то, что здесь разбился советский бомбардировщик».

На место гибели экипажа самолёта поисковики вернулись через пару лет. Из слоя грунта с глубины в 1,5 - 2 метра было извлечено большое количество предметов, среди них офицерский ремень, кобура, пистолет ТТ, оплавленный кусок штурманской линейки с выцарапанной надписью «Дряхпов».
При осмотре предметов командир поисковиков Алексей Бабичев нашел два дюралюминиевых кусочка - частей двигателя самолёта. На одном из них можно было прочесть выбитые заводские цифры.
«Все эти находки уже могли вывести на самолёт и его экипаж, восстановить обстоятельства их гибели, - говорит Бабичев. - Как оказалось, погибший юго-западнее Сталинграда самолёт принадлежит к так называемому классу пикирующих бомбардировщиков «Пе-2», а на всероссийском форуме поисковиков «Тризна» была обнаружена информация о пропавшем самолёте. Оказалось, 7 августа 1942 года не вернулся с боевого задания экипаж «Пе-2» 779-го бомбардировочного авиаполка. Члены экипажа - лётчик Дмитрий Пачурин, штурман Пётр Чуб, стрелок-радист Николай Матякин. Позже было найдено в архивах и боевое донесение. В нём говорилось: экипажи возвращавшихся с задания бомбардировщиков - в этот день они бомбили скопление вражеской техники у железнодорожной станции - видели, как зенитным огнём гитлеровцев был подбит один из бомбардировщиков. Кто же остался в кабине?
«Исходя из того, что были найдены ремень и пистолет, можно сделать предположение, что они принадлежат командиру самолёта Пачурину, - продолжает Алексей Бабичев. - А вот надпись «Дряхпов» с учётом оплавленных букв должна читаться как «Дряхлов». В этой авиационной части действительно летал штурман с такой фамилией».
Руками школьников
В середине августа школьники из «Стального пламени» решили установить на месте гибели экипажа сделанный своими руками памятный знак. Деньги собирали всем миром. Делал памятник Бабичев, которому помогал поселковый сварщик Георгий Илюхин. Ребята из «Стального пламени» взяли на себя вспомогательную работу - зачистку, покраску, бетонирование основания и т. п. Но и установка скромного памятника не обошлась без сюрпризов.
«Когда начали монтировать памятник, копать землю, наткнулись на крупнокалиберный авиационный пулемёт. Решили продолжить раскопки. Так были найдены останки лётчика. Оказалось, что они принадлежат стрелку-радисту Матякину, который сидел за кабиной пилота. И только после этого установили памятный знак, а погибшего лётчика с почестями захоронили в посёлке Привольном», - рассказывает Бабичев.
Буквально на следующий день в том же районе участники «Стального пламени» нашли остатки ещё одного двухмоторного советского самолёта. И вновь найдено много деталей с номерами, теперь предстоит напряжённая разыскная работа по историческим архивам, форумам специалистов…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть