Стало ли предпринимателям легче? Что нужно, чтобы малый бизнес, особенно в сёлах, развивался?
Об этом мы поговорили с руководителем регионального профсоюза работников среднего и малого бизнеса, председателем Волгоградского центра защиты и развития бизнеса Татьяной Шибченко.
Онлайн в сельпо
Сергей Новицкий, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: У вас многолетний опыт защиты прав предпринимателей. Сегодня малому бизнесу региона живётся легче, чем 10 - 15 лет назад?
Татьяна Шибченко: Однозначного ответа нет. Практически каждый год из-за постоянно меняющихся законодательных правил появляются всё новые требования к бизнесу, к которым, к сожалению, предприниматели не готовы сразу адаптироваться при всём желании.
Вот пример, с 1 июля нынешнего года все субъекты предпринимательства должны начать применять новую контрольно-кассовую технику - пресловутыми ККТ. С одной стороны, в таком требовании законодателей есть своя логика - ККТ заметно упрощает предпринимателям учёт выручки, движение товаров, автоматизирует финансовые операции. Любая покупка легко отслеживается в режиме онлайн- кассы. Но наша реальность вносит в подобную идиллию свои суровые коррективы. Представьте себе предпринимателя, владельца небольшого магазинчика где-нибудь в сельской глубинке, в хуторе на 40 - 50 домов. Там вся месячная выручка хорошо, если достигнет 20 - 30 тысяч рублей, а много товаров продавец, он же предприниматель, при тотальном безденежье на селе привычно отпускает людям в долг, что называется «под тетрадку». В таких условиях идея ККТ смотрится фантастично - нужно приобрести где-то в областном центре оборудование, компьютерную технику последнего поколения, подключиться к сети Интернет, всё установить, отладить, обучить пользоваться этой системой продавцов. К тому же полная отладка и установка ККТ обойдётся каждому предпринимателю примерно в 100 тыс. руб. - для многих сельских предпринимателей - неподъёмная величина. Чтобы ККТ установить, многие залезут в обременительные долги.
- Где выход?
- С одной стороны, закон запущен, и его требования предпринимателям нужно исполнять. С другой, контролирующие органы понимают не совсем полную реалистичность законодательных требований. Поэтому по крайней мере в ближайшие месяцы, проверять у предпринимателей наличие ККТ налоговые инспекции и другие контролирующие структуры, насколько нам известно, пока не планируют, с условием, что они сделают предоплату за технику. Но как долго продлится подобный мораторий на проверки - неизвестно.
Предприниматели поневоле
- Каков обобщённый портрет современного малого предпринимателя?
- Это люди с определённым сложившимся жизненным опытом - где-то под сорок или чуть больше, в равной степени и мужчины, и женщины. Женщин среди предпринимателей, может, даже в ряде случаев немного больше.
Психологически женщинам легче «сжечь мосты» - бросить опостылевшую наёмную работу, пережить увольнение, сокращение, с головой уйти в предпринимательство. Мужчинам сложнее. Недавно разговаривала с одним из бывших рабочих из Волжского, мужчине хорошо за сорок. Про таких говорят: «мастер золотые руки». Так вот, после сокращения на родном заводе он хочет открыть своё дело - организовать небольшой производственный цех, закупить оборудование, выпускать энергосберегающие бытовые лампочки. Но, увы, кроме общей затеи у экс-пролетария нет ничего - ни бизнес-плана, ни расчетов по налогооблагаемой базе и выручке, ни чёткого плана запуска своего дела. Получается, внутренне человек так и остался наёмным работником, не до конца осознавая, что между предпринимательством и работой по найму - смысловая пропасть.
- Считаете, с такой психологией в бизнесе оказалось много случайных людей?
- Даже слишком много. Часто я спрашиваю у предпринимателей: «Скажите честно, если бы сейчас в регионе была такая экономическая ситуация, при которой вы легко могли устроиться на нужную вам работу, где гарантированно получали устраивающую вас заработную плату, вы бы сейчас закрыли свой бизнес?». Многие, очень многие, так бы и поступили. Лишь 5 - 10% занимались бы бизнесом при любых условиях.
Получается, что многие предприниматели малым бизнесом занялись поневоле, не от хорошей жизни. На селе работы нет, в крупных городах заводы закрываются или «ужимаются». Отсюда и специфика малого бизнеса, где очень мало производственных, инновационных проектов, мало сферы услуг, но много торговли во всех её видах, включая сетевой маркетинг.
Ушли в тень
- Число предпринимателей в регионе растёт?
- По данным Волгоградстата, по состоянию на 1 января 2017 года в регионе насчитывалось порядка 60 тыс. индивидуальных предпринимателей. Это на 1,1% больше, чем в январе 2016-го. При этом общее число экономических субъектов снизилось - с 70 с лишним тысяч в начале 2016 г. до 51, 2 тыс. в начале года нынешнего.
Комментировать эти цифры можно довольно просто - малый бизнес пока количественно и качественно, увы, не растёт. Скорее, здесь опять прослеживается негативная тенденция - массовая волна сокращений «выталкивает» в бизнес новую волну новичков - вчерашних уволенных наёмных работников. Ну и вторая тенденция более радужная для государства - часть «теневого» малого бизнеса, безусловно, вышла из тени. Хотя далеко не вся. Процентов 20 от всех предпринимателей у нас пока «сидит» в тени и не видит особой необходимости легализоваться - контрольные органы не трясут, налоговые и обязательные отчисления не нужны. Много теневого бизнеса традиционно остаётся в ремонтно-строительной сфере.
- В Волгограде ввели новую схему размещения нестационарных объектов торговли - киосков, ларьков. Предприниматели выиграли от её реализации?
- К сожалению, больше пока потеряли. На своих привычных местах большинство ларьков и прочих нестационарных объектов располагались многие годы. Кто-то из властных структур, чиновников все эти места предпринимателям согласовывал. Но сейчас вся прежняя схема размещения торговых объектов разрушена, по ларькам прошлись в буквальном смысле бульдозерами. Можно ли таким образом «стимулировать» торговый бизнес к развитию - я не уверена. Так называемая идея с компенсационными местами выглядит пока утопией. Многолюдными, пригодными для ведения такого бизнеса на весь город являются в лучшем случае три - четыре центральные улицы, не более того. Предприниматели вынуждены уйти на второстепенные улицы, где нужного потока людей нет.
Пройдитесь сейчас по центру города - розничной торговли теперь не встретить, только аптеки, офисы «быстрые денег и деньги сразу» и модные бутики. Нет практически ни точек быстрого питания, ни мелких продовольственных магазинчиков шаговой доступности. От такого удара по малому бизнесу многие предприниматели не сразу в себя придут, если вообще не ликвидируются.
- А что делается для поддержки малого бизнеса в регионе в целом?
- С одной стороны, усилия региональной власти по созданию благоприятной бизнес-среды налицо. Организовываются информационные, обучающие семинары для начинающих предпринимателей, встречи с властью.
Но с другой стороны, далеко не все механизмы поддержки развития бизнеса задействованы. По-прежнему крайне слабым остаётся региональный законодательный блок по поддержке предпринимательства. В своё время региональные законодатели долго «рождали» систему патентов - единых разрешительных документов на открытие своего дела. Но по факту идея не прижилась. Не развилась и перспективная система разовых разрешений на торговлю, частный извоз и так далее - для тех людей, что не хотят регистрироваться как предприниматели, но хотят во время отпуска поторговать на рынке, заняться извозом. Сейчас легально это невозможно. Финансовые рычаги поддержки предпринимательства, увы, в этом году существенно сузились. Действие долгосрочной городской программы поддержки малого бизнеса в Волгограде фактически прекращено, а из всех заявленных ранее способов поддержки со стороны органов власти остались лишь консультационно-информационные услуги предпринимателям. Субсидии бизнесу на открытие дела, на приобретение нового оборудования для производственных целей пока «заморожены». В общем, чтобы развивать, помогать бизнесу, предстоит сделать ещё слишком многое.
Кстати
Какие виды бизнеса развиваются в Волгоградской области
■ Розничная торговля - 43,7% от всех малых предприятий региона.
■ Сельское хозяйство - 23,4%.
■ Бытовые услуги - 11,5%.
■ Общественное питание - 6,3%.
■ Услуги для бизнеса - 5%.
■ Транспорт и связь - 4,7%.
■ Оптовая торговля - 4,4%.
■ Строительство - 3,9%.
Данные регионального комитета экономики за первое полугодие 2017 г.