Трёхлетний опыт комплексной реконструкции дорожной сети в Волгоградской области был представлен в качестве позитивного примера на международном форуме «ДорогаЭкспо-2017».
Сдвинули с «мёртвой точки»
В работе пленарного заседания форума приняли участие глава Минтранса РФ Максим Соколов, руководитель Росавтодора Роман Старовойт, делегации регионов РФ и представители 210 компаний из одиннадцати зарубежных стран. Губернатор Волгоградской области был приглашен в качестве докладчика.
Трудно переоценить значение автотранспортной инфраструктуры для каждого из регионов. Дорожная сеть, словно кровеносная система, не только соединяет в единое пространство населённые пункты, создаёт комфортные и безопасные условия жизни для населения, но и играет ключевую роль в развитии всех сфер экономики.
Волгоградская область является важным стратегическим объектом для всей страны. По региону проходят основные трассы, соединяющие Кавказ, черноморское и каспийское побережья с центром европейской части России, Уралом и Сибирью. Но, несмотря на исключительную значимость автотранспортных артерий, на протяжении десятилетий дороги в Волгоградской области ремонтировались «по остаточному принципу». Бесконечное «латание ям» лишь на короткое время и только косметически улучшали ситуацию. Обновление дорожной инфраструктуры на протяжении многих лет каждым новым губернатором объявлялось приоритетной задачей местной власти. Но сменялись главы региона, а положение на больших и малых трассах области практически не менялось. Более того, дорожная проблема в условиях нашего климата, характеризующегося резкими перепадами температур, при высокой автотранспортной нагрузке, с накопившейся степенью износа продолжала нарастать, как снежный ком. Жителям области лишь оставалось только мечтать о качественных и безопасных дорогах.
Лишь с приходом в регион руководителя Андрея Бочарова хроническую проблему удалось сдвинуть с «мёртвой точки», многолетняя мечта стала наконец-то претворяться в жизнь километрами современных трасс.
Решение глобальной проблемы
«Ситуацию, с которой мы стартовали в 2014 году, можно охарактеризовать как близкую к катастрофической, - отметил в своём докладе на форуме «ДорогаЭкспо-2017» губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. - Волгоград занимал первые места в антирейтингах городов с самыми плохими дорогами. Состояние федеральных трасс тоже оставляло желать лучшего. Это была самая большая претензия жителей региона к власти. Некоторые говорили даже, что точка невозврата пройдена».
В 2014 году был проведён анализ состояния болевых точек транспортной инфраструктуры региона с учётом ключевых трасс, развязок, мостовых сооружений, что позволило наметить чёткий поэтапный план действий в рамках долгосрочной стратегии развития.
Главная особенность плана - полный отказ от ямочного ремонта и реализация комплексных инфраструктурных проектов, ориентированных на строительство дорог по современным технологиям с учётом климатических особенностей региона.
Но как это сделать в условиях дефицита бюджетных средств? Над ответом на этот вопрос сейчас ломают головы многие руководители регионов. В Волгоградской области региональной власти удалось в короткие сроки наладить конструктивное взаимодействие с Росавтодором и Минтрансом РФ. Чёткий, обоснованный план действий способствовал установлению эффективного диалога с данными федеральными ведомствами. В результате было увеличено финансирование программы дорожного оздоровления в стратегически важном для страны регионе: с 7,2 млрд рублей в 2013 году до 9,8 млрд рублей в 2017 году.
Благодаря тому, что регион добился включения в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», началось оздоровление дорожной системы. Темпы восстановления федеральных трасс за последние три года можно назвать прорывом. Всего дорожными работами в 2014 - 2017 годах в регионе было охвачено 1,5 ты- сячи километров автотрасс. В целом по Волгоградской области построены автодороги к 39 населённым пунктам и ещё шесть дорог к объектам сельхозпроизводства и сельхозпереработки. Таких результатов в области не наблюдалось с начала 90-х годов. И сегодня темпы по оздоровлению транспортной инфраструктуры не ослабевают.
В рамках дорожной стратегии в регионе не только обновляется покрытие автотрасс, но и расшиваются «узкие места» - увеличивается полосность, появляются новые развязки, укрепляются щебнем обочины дорог, устанавливаются барьерные ограждения. Кроме того, в рамках автотранспортной стратегии в течение четырёх лет был достроен важный для Волгограда тоннель на Тулака, пуска в строй которого волгоградцы ждали больше десяти лет; отремонтирован мост через реку Царицу и Самарский проезд, Комсомольский мост. До конца этого года планируется открытие второго пускового комплекса моста через Волгу - автотранспорт начнёт движение по новому мостовому переходу через реку Ахтубу.
Особое внимание в регионе уделяется строительству сельских дорог. Для глубинки наличие хорошей дороги имеет огромное значение, поскольку в подавляющем большинстве случаев это для жителей единственная связующая нить со всеми населёнными пунктами области. Новые дороги, строительство которых планируется продолжить в 2018 году, будут способствовать развитию сельских территорий.
Как подчеркнул в своём выступлении губернатор Волгоградской области, конструктивное взаимодействие с Минтрансом России и Росавтодором позволяет успешно решать задачи по реконструкции дорожной сети как с точки зрения количества (километража) обновлённых трасс, так и их качества. При укладке дорожного покрытия используются инновационные технологии, которые значительно увеличат срок службы автодорог.
Готовность номер один
Обновление дорожной сети в Волгограде в преддверии чемпионата мира по футболу входит в завершающую стадию. За четыре года в областном центре отремонтировано порядка 250 км дорог, практически завершена работа по обновлению опорной дорожной сети, обустроены подъезды к 90 общеобразовательным учреждениям.
«Благодаря принципиальной позиции Министерства транспорта России, Росавтодора удалось решить вопрос со строительством в Волгограде новой продольной магистрали - рокадной дороги вдоль Волги, которая соединит три из восьми районов города. Сдача объекта запланирована на декабрь этого года», - отметил Андрей Бочаров.
Работа в областном центре, где будут проводиться матчи Мундиаля-2018, шла с привязкой к разработке и внедрению новой комплексной транспортной схемы Волгограда, которая призвана повысить транспортную безопасность, создать комфортные условия для авиапассажиров и пассажиров железнодорожного транспорта, организовать транспортно-пересадочные узлы на базе аэропорта и Центрального железнодорожного вокзала.
По словам Андрея Бочарова, масштабная реконструкция аэропорта, железнодорожного вокзала, новая ветка, соединяющая аэропорт и центр Волгограда, являются частью этой большой работы.
На прошедшем недавно в Ульяновске заседании Госсовета Президент РФ Владимир Путин потребовал от глав регионов не только упорядочить транспортные схемы движения общественного транспорта, но и обновить подвижной состав. В нашем регионе эта задача решается на протяжении трёх лет. За этот период времени на маршруты Волгограда вышли более 500 новых автобусов отечественного, в том числе и волгоградского производства, работающие на газомоторном топливе. В настоящее время проводится закупка новых трамваев для Волгоградского метротрама.
Результаты оздоровления дорожной инфраструктуры высоко оценивают жители области и гости региона. Многие из них сегодня сравнивают, что ещё недавно было и как стало. Помимо эмоциональных оценок есть и цифры беспристрастной статистки, свидетельствующие о том, что в последние годы в Волгоградской области наметилась устойчивая тенденция по снижению дорожно-транспортных происшествий. Так, например, количество аварий в регионе за семь месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года уменьшилось на 16%. Число погибших в ДТП сократилось на 15%, а количество раненых - на 23%. Ни для кого не секрет, что большинство ДТП происходит из-за плохих дорог. В Волгоградской области масштабное оздоровление дорожной инфраструктуры не только способствует развитию всех сфер экономики, но и позволяет значительно снизить аварийность на трассах региона.
Материал подготовлен в рамках проекта «Под контролем»