Примерное время чтения: 5 минут
1433

Будущее «крылатого металла». Почему сегодня все чаще используют алюминий

«Крылатым металлом» часто называют алюминий. Сверхлёгкий металл назван так за широкий спектр использование в авиационной, аэрокосмической промышленности, радиоэлектронике. В наши дни сфера применения алюминия не менее широка, а внутренняя потребность страны в этом важном, стратегическом материале в ближайшее время может быть практически полностью закрыта усилиями отечественных металлургов и машиностроителей. Правительство России недавно утвердило план по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия. Согласно утверждённому плану, рост внутреннего потребления алюминия значительно увеличиться в самые ближайшие годы -  с текущих 1,4 млн тонн в год до 2 млн тонн к 2021 году и до 2,5 млн тонн к 2024 году.

Соперничество с медью

Сейчас внутренний рынок алюминия оценивается в 1,4 млн т.  Из этой цифры лишь около 800 тыс. т приходится пока на металл российского производства. Алюминиевая ассоциация ожидает роста рынка к 2020 году до 2 млн т и сокращения доли импортных полуфабрикатов с 30 до 10%.

Помимо выпуска проводов в производстве электрокабеля, планируется расширение применения алюминия в строительстве, транспорте, энергетике, машиностроении, жилищном и промышленном строительстве.

Если говорить о проводниках для кабеля, то эксперты выявили  интересную закономерность. Оказывается, в структуре производства кабельно-проводниковой продукции алюминий и медь всегда выступают как принципиальные соперники. Если доля меди в производстве растет, то алюминия, напротив, падает. Либо наоборот. На сегодняшний день, по данным  российской Алюминиевой ассоциации, долю крылатого металла в РФ и странах Ближнего Зарубежья в выпуске проводов и кабелей можно оценить в пределах 35 - 36%.  Это эквивалентно 220 тыс. тонн в год.  Не очень много, если учесть, что в России производится порядка 3,5 млн. тонн первичного алюминия в год.

Причины хорошо известны. Более 10 лет назад, в 2003 году, в России было законодательно запрещено использование алюминиевой проводки в жилых и общественных зданиях. Запрет введёт из-за опасений, что легко плавкие алюминиевые провода при сверхнормативных нагрузках на сеть могут дополнительно спровоцировать пожары. Однако сейчас многие эксперты по пожарной безопасности считают такой запрет не вполне обоснованным. Тем более многие виды кабелей и проводов выпускаются в последние годы с надёжной огнестойкой изоляцией.

Вдобавок к этому, за последние годы отечественные инженеры создали два инновационных алюминиевых сплава, которые обладают высоким уровнем пожарной безопасности. Такие кабели заметно легче медных аналогов - на 30-50%, а стоимость их ниже почти вдвое.  Сейчас, после таких кардинальных инновационных изменений, решается вопрос об изменении стандартов производства электрооборудования, о возвращении на рынок электрокабелей с использованием в качестве основного материала алюминиевых проводов. Разумеется, такие кабели будут выполнены на новом технологическом уровне.

Видный российский эксперт в минерально-сырьевой отрасли, кандидат экономических наук Леонид Хазанов считает, что многие опасения скептиков по поводу невозможности возвращения алюминия в сферу производство электрокабелей совершенно несостоятельны.

«Иногда принято думать, что алюминиевая проводка выдерживает меньше изгибов, чем медная, - напоминает ученый. -  Но новые сплавы алюминия для кабелей устойчивы к изгибам ничуть не хуже медных. На основе таких сплавов уже выпускаются гибкие кабели для нестационарной прокладки с алюминиевыми проводниками. Неверно и то заблуждение, что сам период эксплуатации медного провода дольше, чем алюминиевого. Ничего подобного! Он у них совершенно одинаков. Соответственно, нет никаких оснований запрещать применение алюминиевых проводов и кабелей. Они и прочны, и дешевы, и безопасны. И однозначно полезны».

От вагонов до мостов

Между тем, в стране инициирована разработка, производство из этого ценного металла не только электрокабеля, но также новых железнодорожных вагонов, велосипедов, мостовых переходов, оконных рам и шипов на зимней резине на основе сплавов алюминия. Подсчитано, что глубокий передел в алюминиевой индустрии РФ осуществляет около 500 предприятий, которые активно перерабатывают алюминиевый сплав в алюминиевый полуфабрикат. Еще 1 тыс. отечественных предприятий делают из полуфабриката следующую стадию продукта, либо конечное изделие.

Уже упомянутые сплавы для проводов в жилищном строительстве могут в перспективе дать 50% от рынка кабельной продукции в стране. Остальная доля при этом сохранится за медью.

Не столь давно потенциальным потребителям и РЖД был анонсирован железнодорожный вагон для транспортировки сыпучих удобрений. Уже запущено производство таких вагонов на Саранском заводе. Новые вагоны прошли успешные испытания и сертификацию. Они легче, долговечнее, позволяют перевозить больше груза и всего на 10-15% дороже действующих вагонов из стали.

Огромные перспективы заложены в использовании алюминиевых сплавов при производстве ферм для мостов, оконных рам,  автомобилей,  самолётов и новых конструкционных решений в строительстве зданий и сооружений. В частности, даже крыша «Зенит-Арены» в Северной столице выполнена с использованием алюминиевых конструкций. Новые терминалы в аэропортах Красноярска и Анапы будут реконструированы с применением алюминия. С Министерством спорта прорабатывается программа по строительству малых спортивных комплексов в малых городах в российских регионах.

Идет активная работа по замещению алюминиевых шипов в зимней резине.

Помнится, более века назад известный российский философ-гуманист Николай Гаврилович Чернышевский в своём знаменитом романа «Что делать» видел будущее  России в виде разумно и комфортно обустроенного общества с «гигантскими дворцами из алюминия».  Кто знает, не станут ли идеи классика пророческими.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах