Судьба свела их при трагических обстоятельствах – Василий Иванович и Лидия Федоровна Лобачевы познакомились при протезировании рук и ног. Жили они долго и счастливо, больше тридцати лет.
Василий
Когда началась война, комсомолец Лобачев ушел на фронт добровольцем. После формирования дивизии Василия Ивановича направили на Клинское направление под Москву, а в 1942 году – под Синявино на Волховский фронт, «главное адское пекло Ленинградского направления». Здесь Василий получил третье ранение. Почти трое суток пролежал в болоте с контузией. Когда наконец-то попал на операционный стол, приговор врачей был однозначен – ампутация рук и ног.
Василий Лобачев никогда не рассказывал знакомым, друзьям, как сложно ему было привыкать к новому положению. Это уже потом, годы спустя, он уверенно протягивал «культяпку» руки при встрече c друзьями, соседями по двору. А те, словно не замечая изъяна, крепко её пожимали с неизменным: «Здорово, Васильич!». Но прежде был госпиталь в Алма-Аты, длительная реабилитация. Уже в 1943 году бывший фронтовик поступил в Саратовскую юридическую школу заочно. Перебрался в Сталинград и жил мечтой о надежных протезах. Уже в 50-е годы работал заместителем старшего нотариуса первой Сталинградской нотариальной конторы. Для «писанины» он со временем научился мастерски самостоятельно снимать один протез и надевать другой со специальным приспособлением для удержания пера.
Лидочка
Лидия Федоровна, в девичестве Лидочка Рыжова, жизнерадостная, светлая женщина. Без Василия Ивановича живет одна уже 30 лет без малого. Вспоминает о своем Василии так, как будто всё было вчера.
«Сама я родом из Дубовки, – рассказывает Лидия Федоровна. – Папа мой Федор Кузьмич Рыжов служил милиционером и при очередном раскулачивании проявил «излишнюю мягкость к кулацкому элементу» – оставил многодетной семье корову для того, чтобы те не умерли с голоду. За это его лишили должности. Сослали на Алтай». Вернулись Рыжовы в Сталинград лишь накануне войны.
Лидия Федоровна попала в беду уже во времена послевоенные. Двоюродный родственник полушутя толкнул в спину Лиду, когда та стояла на подножке трамвая. В доли секунды молодая женщина потеряла равновесие и угодила под колеса трамвая обеими ногами.
«Сталинградка? – почти весело спросили Рыжову в столичном институте протезирования. – Коли так, сталинградцам нужно помогать во всем!». В столице Лида задержалась в первый приезд на долгие десять месяцев, пока ей изготавливали по передовым технологиям того времени «именные протезы» ног. С ними Лидия Федоровна потом будет работать бухгалтером, водить автомобиль и даже кататься на велосипеде.
«Василий Иванович протезировался у тех же специалистов, может, с разницей в пару-тройку месяцев. – рассказывает Лидия Федоровна. – В Москве при отъезде в Сталинград его добродушно нагрузили попутной оказией – подарками, сладостями для меня. Так и познакомились».
Любовь
«В свободное от дежурства время, – вспоминает с улыбкой Лидия Федоровна, – к нам заходили местные «дяди Степы» из соседнего отделения милиции и охотно возили гулять Василия во двор. Когда Лобачевы в 70-х годах перебрались в более просторное жилье, чуть ли не все население двора выстраивалось в очередь, чтобы «прогуляться» с Василием Ивановичем по двору или в ближайший парк. Сложно в это поверить в наше время, когда мы с трудом вспоминаем хотя бы имя ближайшего соседа.
Неизменно оптимистичное настроение жизнелюба Василия Ивановича могло испортиться лишь в двух случаях. Во-первых, если в пух и прах проигрывала сопернику его любимая команда «Ротор». Во-вторых, если встречал где-нибудь на улице калеку с культями и развернутой шляпой «для мелочишки». «Руки обе у тебя есть, неужели их тебе для сбора подачек, а не для достойного дела оставили?» – строго повышал голос Василий Иванович.
Жизнь у супругов кипела. В 1952 году в семье Лобачевых родился Виталий, годом позже Константин. Театральные рецензии, очерки, поездки с друзьями за Волгу, на Кавказ. В местных театрах под его коляску было зарезервировано даже постоянное место.
За два года до ухода Василия Лобачева советский художник Геннадий Добров, работая над серией «Автографы войны», запечатлел рядом супругов Лобачевых. На портрете – любимый и любимая. И ничто не разлучит их.