Ровно 125 лет исполнилось со дня рождения Луки Вонифатьевича Быстрова, священника, уставщика станицы Нижнечирской Второго Донского округа Области войска Донского. В начале ХХ века он написал свои первые духовные рассказы и очерки «На борьбу с пьянством», «Доля горькая», «Миссионерский подлог»… Говорят, что после прочтения многие казаки раз и навсегда бросали пить «горькую».
К сожалению, труды Быстрова не сохранились. То ли сторонники «зелёного змия» уничтожили на корню столь благое начинание, то ли это результат неспокойного исторического прошлого нашей страны. Так или иначе, но секрет, так бы пригодившийся нам сегодня, утрачен. Но не потеряна информация о том, как сто лет назад наши предки боролись в Царицыне за трезвость ума и ясность мысли.
Мне бы чаю!
К началу XX века в России сформировался опасный, так называемый северный, стиль потребления алкоголя, то есть залпом.
– Русский народ, – писал в своих трудах выдающий врач В. М. Бехтерев, – имел несчастную привилегию потреблять сорокаградусную водку... Сплошь и рядом у нас практикуется питьё водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок.
«Корень зла, – видимо, как специалист, отмечал жандармский ротмистр Соколовский, – лежит не в том, что народу открыт доступ к водке, но главным образом в том, что до сих пор этому народу ничего кроме водки на случай отдыха не дано».
Местные власти щедро ассигновали средства на устройство питейных заведений, а потом, точно граблями, собирали с них налоги.
«Мужик наш охоч до чаю, например, – продолжал размышлять о нелёгкой судьбе Соколовский, – но где ему пить чай? Поэтому устройство чайных, но не таких, какие сейчас существуют, а доступных посетителю, есть одно из лучших средств к ослаблению пьянства».
За трезвость!
Сказано – сделано. 29 ноября 1909 года по инициативе Попечительства о народной трезвости и по благословению епископа Гермогена при чайной-читальне 2-й части города в доме Кузнецова на Княгининской улице было основано Общество трезвости во имя святителя Николая. В него буквально с первых дней записалось полторы тысячи трезвенников-активистов, а в конце 1911 года их насчитывалось уже более трёх тысяч.
Заняты посетители, «отвалившие» за вход 5–10 копеек, были в основном чтением книг, коих в библиотеке чайной-читальни сначала предлагалось 800, а чуть позже – тысяча. «Развлекал» радетелей за здоровый образ жизни и хор Вознесенской церкви. Написали даже «Гимн трезвенников».
Дело явно пошло, всё больше царицынцев желали раз и навсегда порвать с пагубной привычкой. Один за другим открывались новые Общества трезвости, единомышленники получили в распоряжение собственный Дом трезвости, где действовал одноимённый кинотеатр.
Жажда просветительства довела до появления и специальной периодики – стал издаваться журнал «Царицынский трезвенник», «Царицынский пастырский листок». Иеромонах Илиодор читал для трезвенников лекции, в паломничествах принимал участие губернатор Стремоухов, а прославленный купец Рысин придумал и вовсе занимательный способ борьбы с пьянством. На Александровской площади в доме Зинина находился крупный торговый дом «Мебель, фарфор, хрусталь». Рысин попросту снизил цены на свои товары на 5% тем покупателям, которые предъявляли членский билет Общества трезвости.
Может быть, такого рода экономия позволяла с размахом организовывать всероссийские праздники трезвости, где царицынцы принимали активное участие.
Пить, в общем-то, бросали, столы в многочисленных трактирах Царицына, а было их на начало ХХ века более 150, всё больше покрывались пылью. Дамы всё чаще проводили вечера вместе с мужьями, лишённые доселе возможности сопровождать их, ведь вход в питейные заведения им был заказан. Но трезвость так и не стала в Царицыне нормой жизни. Тому пример — эпизод из полицейской сводки о некоем пьяном жителе Царицына, замерзшем прямо на ступеньках недавно открытого Дома трезвости.