Монументальные инновации вызывают у волгоградцев полемические настроения.
Столыпин против Лапикова
Волгоград в последние годы попал под настоящую волну монументальных инноваций. Скульптурные композиции в скором времени, похоже, станут приметой чуть ли каждого свободного «пятачка» в центральной части города. Александр Невский, князь Засекин, памятник российскому казачеству, недавний проект-новодел памятника Петру и Февронии. Список можно продолжить. Ровно через неделю в музее ИЗО пройдёт, например, обсуждение проекта памятника министру Петру Столыпину.
«Царицын, увы, к Столыпину никакого отношения не имеет, – напоминает известный волгоградский краевед Сергей Моников. – Будь моя воля, я точно так же мог бы предложить родному городу проекты памятников известных деятелей мирового масштаба, в Царицыне хотя бы побывавших, – Петру Палласу, Александру Дюма, например». Да что там Дюма! Волгоградцы позабыли про земляков мирового масштаба, таких, как главный архитектор Останкинской телебашни Александр Бурдин, первооткрыватель Севморпути Василий Бурханов, океанологи Лев Зенкевич и Виталий Степанов, академик-физиолог Пётр Анохин, артист Иван Лапиков.
Приживётся – не приживётся
«Процедура появления нового памятника в каждом историческом городе чаще всего болезненная, – напоминает градостроитель и архитектор-реставратор Сергей Сена. – С одной стороны, в Уставе города-героя Волгограда прописана чёткая процедура реализации новых монументальных объектов – через комиссию по увековечению памяти выдающихся исторических деятелей и событий. Но по факту иногда дает о себе знать банальное чиновничье самоуправство. Вспомните, каждый новый мэр или и.о. градоначальника старался непременно оставить после себя на видном месте в центре города что-нибудь на тему монументального искусства – будь то Александр Невский, граф Засекин и так далее. Общественность, даже если и аргументированно возражала, никто не слушал».
Но и глас общественности тоже бывает часто необъективным. Даже «неугодные», нелюбимые памятники со временем приживаются, становятся украшением и визитной карточкой городской среды.