Региональный закон о пресловутом детском комендантском часе, подписанный ещё прежним губернатором Николаем Максютой, действует уже третий месяц. Однако за это время лагерь противников закона в существующем виде лишь укрепился
Гладко было на бумаге…
Напомним, что 28 декабря 2009 г. глава администрации Волгоградской области подписал Закон № 1974-ОД «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Волгоградской области». Предварительно этот закон был разработан прокуратурой области на основании положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Законопроект был внесен в Областную думу в прошлом году. Законом, который в среде местных общественников и журналистов очень быстро стал именоваться «законом о детском комендантском часе», были определены места, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка.
Отчасти такое название оправданно. Законом устанавливаются меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 18 лет, в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Установленный размер максимального штрафа для нерадивых родителей составляет 2 тысячи рублей, что в нынешние кризисные времена, не столь уж и «условная» сумма.
Известно также, что желание региональных законодателей узаконить запрет на безнадзорное пребывание несовершеннолетних детей в общественных местах в ночное время впервые возникло ещё в 2002 году. Однако из-за отсутствия в то время необходимой федеральной законодательной базы прежний областной закон «о детском комендантском часе» был отменен, худо-бедно продержавшись порядка 5 лет. Нынешний областной закон на тему «держать и не пущать» (в смысле, несовершеннолетних детей на улицу позже определенного часа), похоже, всерьёз и надолго. По крайней мере, такие инстанции, как прокуратура и уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области не находят в законопроекте никаких противоречий Конституционным нормам и международным правам ребенка.
А недавно волгоградский градоначальник Роман Гребенников обратился к депутатам облдумы с предложением законодательно ограничить передвижения детей в ночное время на электричках и маршрутках. При этом возрастной ценз, обозначенный в законе, мэр предлагает поднять до уровня 18 лет и полицейскими мерами решить проблемы, вызванные развалом системы организации подросткового досуга.
Между тем, независимые правозащитники и специалисты по детской психологии обращают внимания на то обстоятельство, что закон «о комендантском часе» в существующем виде едва ли выполним вообще. Хотя бы исходя из чисто психологических соображений.
«Не закон, а сплошная дурь»
- Столь категорична в оценке якобы «прогрессивного закона» известный детский психиатр Ксения Магнитская. При этом специалист поясняет свою позицию: «Дети старше 15-16 лет – это фактически сформировавшиеся в психологическом плане люди, которые любой подобного рода «лобовой» запрет воспримут, как закручивание гаек, и как махровое неуважение к себе лично. В итоге мы получим ярко выраженное протестное поведение. В темное время на улицы теперь могут демонстративно выйти даже те подростки, которым до момента принятия подобных мер было глубоко наплевать на «уличную ночную жизнь». К подросткам старше 14 лет нужно проявлять предельное уважение, открывать для них новые спортзалы, интеллектуальные клубы, кружки, а не «бить комендантским часом». Ничего кроме новых проблем закон в своём нынешнем виде не вызовет. По крайней мере, необходимо снизить верхнюю возрастную планку для попадающих под закон «нарушителей» хотя бы до 14 лет. Только тогда в плане специфики психологии подросткового возраста это будет оправданно».
«Есть вопросы к практическому право применению закона, к тому, насколько он будет c пониманием воспринят детьми и родителями, - соглашается с детским специалистом депутат Госдумы РФ, лидер коммунистов области Алевтина Апарина. - Много лучше запретительных мер заинтересовать подростков новыми спортивными секциями, кружками. Только вот, увы, их реальное количество в Волгограде, в последнее время не увеличивается, скорее даже наоборот. В любом случае, надо накопить определенный опыт практической работы и применения закона, а потом его корректировать в сторону большей эффективности».
Волгоградский школьный психолог-практик Александра Сеитова, напротив, считает закон остро необходимым. «Реальные масштабы детской безнадзорности и беспризорности по всей России и в нашем регионе таковы, что нужен закон, что называется, чрезвычайного режима действия, - считает Сеитова. - Если ещё 10-15 лет назад проблема родителей, которым нет никакого дела до собственных детей, затрагивала каждую десятую волгоградскую семью, то сейчас, по информации наших педагогов, в Волгограде существуют целые микрорайоны, кварталы, где родители отличаются, мягко говоря, не совсем адекватным и ответственным отношением к времяпровождению своих чад. Разумеется, есть обратные ситуации, когда родители чересчур тревожно-мнительно относятся к любым перемещениям детей по городу за пределами жестко очерченных маршрутов «дом-школа-дом». Но подобных, семей, с каждым годом становится, увы, всё меньше, а вопиющих фактов откровенно наплевательского отношения родителей к своим прямым обязанностям всё больше. Поэтому очень необходим был подобный закон, напрямую наказывающий недобросовестных родителей весомым рублем. Нынешний закон «о детском комендантском часе» это как раз - таки позволяет сделать».
Кстати: По данным ГУВД по Волгоградской области, около 65 процентов преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и подростками в нашем регионе, происходит поздним вечером и ночью. При этом жертвами насилия и грабежей в трех случаях из десяти становятся дети.
Между тем: В соседних регионах правозащитные и общественные организации неоднократно проводили акции протеста против некоторых статей федерального закона о «комендантском часе» для несовершеннолетних. В минувшем году в Новороссийске прошел митинг за отмену наиболее «маргинальных» статей закона. При этом в самом Краснодаре за ночные прогулки уже задержаны свыше 1 тысячи детей. Для нашей Волгоградской области подобная статистика пока неизвестна.