На полигоне Прудбой в Волгоградской области начались занятия по подводному вождению танков. Около тысячи военнослужащих танковых подразделений ЮВО во время этих учений будут ходить по дну реки в противогазах, репетировать затопление боевой машины в бассейне и пересекать вододром на Т-90А.
30 минут на дне
На берегу реки Карповка на деревянном помосте по стойке смирно стоит несколько солдат. На земле разложена сменная одежда и специальные противогазы – изолирующие дыхательные аппараты ИП-5 – с их помощью можно около 50 минут дышать под водой. Через мгновение начнутся занятия по легководолазной подготовке танкистов. Экипажам расскажут, как действовать, если их боевую машину затопит.
Погружаться в воду предстоит оператору-наводчику танка Т-90А Дмитрию Землянушкину. Он надевает противогаз, рюкзак с грузом, чтобы уверенно идти по дну реки, и спускается в Карповку. К поясу Дмитрия привязана веревка, второй конец которой держит в руках страхующий. С ее помощью он узнает о самочувствии «танкиста-подводника».
Погружение на глубину около 2 метров длится 20-30 минут. Все это время о перемещениях танкиста можно судить по поплавку – белой пластиковой бутылке, привязанной к поясу Дмитрия.
«Не думал, что мне танкисту в армии представится возможность нырять, дышать под водой. Но это очень интересно, – говорит оператор-наводчик через 5 минут после «всплытия». – Я сам из Москвы, служу уже 8 месяцев, многому научился. Если в жизни появится возможность воспользоваться танком, то смогу это сделать».
Вождение вслепую
Следующий этап обучения подводному вождению – это занятия на тренажере, имитирующем кабину танка. На полигоне есть специальный бассейн, часть которого занимает это небольшое помещение. В нем танкисты отрабатывают затопление Т-90А. Экипаж садится в тренажер, задраивает люки, сверху начинают подавать воду.
По сценарию тренировки танк заглох под водой, и танкисты приняли решение затопить и покинуть машину. Чтобы утопить Т-90А, надо открыть триплекс – небольшое смотровое отверстие для механика-водителя. Когда вода заполняет кабину, экипаж в противогазах открывает люки и покидает машину.
Еще одно упражнение, готовящее танкистов к погружению, это вождение «вслепую».
«Танкисты могут двигаться в полной темноте, ориентируюсь только по гироскопу, – рассказывает об упражнении офицер отдела информационного обеспечения ЮВО майор Алексей Жуков. – Танку заклеивают триплекс, и механик-водитель по градусам едет по маршруту на поле. Когда он окажется под водой, этот навык ему очень пригодится, потому что от гусениц поднимается такая муть со дна, что вообще ничего не видно».
Только после того, как танкисты пройдут все необходимые этапы подготовки, изучат теорию, закрепят знания на практике, их допустят до своего рода экзамена – преодоления реальной водной преграды.
«Вождение танка под водой требует от личного состава смелости и уверенности, поэтому испытание будут проходить только те, кто проехал не менее 70 километров на суше и закрепил все полученные знания на практике, – говорит Ильфат Садыков, и.о. начальника отдела общевойсковой подготовки управления боевой подготовки ЮВО. – От смелости и храбрости военнослужащего зависит многое».
Танк в невесомости
Экзамен танкисты сдают на вододроме – искусственном водоеме шириной 50 метров и глубиной 4-5 метров. Вода в него подается прямиком из Карповки.
«Там на дне интересно, едешь в танке, мимо рыбки плавают, – рассказывает Ильфат Садыков. – Иногда танк выплывает, а на корпусе рыба прыгает».
По словам военных, рыбы здесь много, но на удочку ее не возьмешь. Видимо, она столько танков за свою жизнь видела, говорят они, что ее уже ничем не удивишь.
На вододроме дежурят водолазы и два тягача – боевые ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Если танк заглохнет на дне, водолаз зацепит за него трос, а мощный БРЭМ вытащит 40-тонную машину на берег.
У воды рычит Т-90А, идет последняя подготовка к преодолению водной преграды. Танк тщательно готовят к испытанию – задраивают люки и все швы обрабатывают специальной замазкой, чтобы внутрь не попадала вода. Она все равно будет капать в кабину, но это считается нормой. Пока механик-водитель не выдернет триплекс, машина не утонет. На задней части танка закреплено бревно, выкрашенное в зеленый цвет.
«Это очень важное приспособление, – объясняет Ильфат Садыков. – Когда Т-90А застревает где-то в грязи, и его вытягивают БРЭМом, бревно подкладывают под гусеницы. Вообще в танке три деревянных детали: это бревно, досыльник, которым снаряды можно в дуло заталкивать и экипаж», – шутит военный.
К преодолению водной преграды на танке готовится экипаж механика-водителя Руслана Кахаева. Он не первый раз будет пересекать вододром на танке.
«Как только начинает затапливаться триплекс, становится темно, и ты словно оказываешься в невесомости», – рассказывает о погружении Руслан.
Все приготовления завершены, Т-90А наконец набирает обороты и ныряет в вододром. Машина мгновенно скрывается под водой, на поверхности остается только труба воздухозаборника. Все, кто собрался на берегу вододрома, напряженно следят, как она движется по водной глади. Проходит немногим больше минуты, и танк выпрыгивает из воды на противоположном берегу. Испытание пройдено.
Занятия по подводному вождению на полигоне Прудбой будут идти до 9 сентября. За это время вододром предстоит покорить всем танковым экипажам Южного военного округа.