В начале августа у инкассаторов был профессиональный праздник. Корреспонденты «АиФ-Волгоград» побывали на этой кухне денег и узнали, что должен уметь инкассатор и почему руководство управления не любит, когда его сотрудники берут кредиты.
Кредитоопасен
«Своих денег у нас нет, только чужие. Все думают, что у нас тут их куры не клюют, лопатами гребем и «КамАЗами» возим, — говорит руководитель управления Виталий Набоков. — Пытаются «впаривать» нам кредиты. Мы всех сотрудников, которые берут кредиты, держим на заметке. Человек, у которого есть долги, потенциально опасен. Представьте себе, он находится при исполнении, с оружием, в спецавтомобиле, и у него перед глазами приличная сумма денег. Он искушен соблазнами. Нужно вкалывать, чтобы заработать копейку, а тут миллионы под ногами».
Инкассаторы получают от 20 до 30 тысяч рублей. «Представляете в такую жару в бронежилете поездить. На улице +35, а в машине все 50 градусов, — эмоционально говорит о своей работе один из водителей-инкассаторов. — Ответственность большая, с ценностями работаем. Каждый день рискуем жизнью и за это такие деньги получаем».
Справиться с психологической нагрузкой в таких тяжелых условиях может не каждый. Поэтому и становятся инкассаторы героями криминальной хроники. Когда заходит речь о возможности хищения денег, возмущаются: «Это может сделать только идиот. Куда ты денешься с подводной лодки? Мало того, что срок дадут, так еще и вся жизнь перечеркнута».
По словам самих инкассаторов, в Волгоградском «РОСИНКАС» таких отчаянных сотрудников нет: «Люди у нас все честные работают. Даже, бывает, телефон забудешь, ящик свой открытым оставишь, и ничего не пропадает».
Из авиации в инкассацию
Каждый день инкассаторы проходят медосмотр, вновь и вновь присутствуют на инструктаже. Перевозка денег — это, оказывается, целая наука. В учебном классе инкассаторам рассказывают, как правильно укладывать деньги, как оформлять сопутствующие документы, как опломбировать сумку с ценностями, как вести себя во внештатной ситуации.
По словам Виталия Николаевича, особое внимание уделяется психологической подготовке инкассаторов. В управлении есть свой психолог, лаборатория. Два раза в год инкассаторы проходят специальное тестирование. Бригады формируют с учетом психологической совместимости. Эта методика взята из авиации. Сам Виталий Набоков в прошлом служил в истребительной авиации, летал на МИГ-29. Уволился он из армии 15 лет назад. Теперь о полетах, помимо методик работы, напоминают модели самолетов, находящиеся в его кабинете.
Сауна и бильярд после работы
Виталий Набоков говорит, что если бы мы увидели столько денег, сколько видел он, то сошли бы с ума. Правда, в последнее время наличных становится гораздо меньше. Работы у инкассаторов поубавилось после того, как приобрели широкую популярность пластиковые карты. Сейчас даже сами сотрудники управления наличному расчету предпочитают электронный.
В Волгоградском управлении работают более 400 человек — это не только инкассаторы, но и уборщицы, медсестры, механики. Посторонним в здание вход запрещен, а гости могут передвигаться по учреждению только в сопровождении кого-то из сотрудников. Нас по запутанным коридорам водил руководитель Центрального участка инкассации Виталий Крестинин.
В некоторых помещениях, например в оружейной комнате, съемка строго запрещена. Нельзя снимать и в комнате, где инкассаторам выдают ключи от банкоматов.
«В этом здании у нас все есть», — говорит руководитель управления и не лукавит: тир, два спортзала и даже две сауны, одна из которых с бильярдом.
В спортзале на стенде листочек с нормативами. Инкассатор, которому не исполнилось 30, должен пробегать километр минимум за 4 минуты, 8 раз подтягиваться и 8 раз поднимать 24-килограммовую гирю. Чем старше возраст, тем мягче нормативы. Инкассатор старше 50 лет уже не сдает бег и не поднимает гири, а подтянуться достаточно и один раз.
Те, кто понюхал пороха
Поступить сюда на работу может, по сути, любой желающий. Но он должен пройти очень жесткий отбор.
«Человек пишет заявление, заполняет анкету, проходит медкомиссию, его проверяют по базам правоохранительных органов на предмет причастности к группировкам, наркотикам, — рассказывает Виталий Набоков о процессе приема на работу. — Затем запрашиваем характеристики по местам прежней работы. В финале с ним беседует аттестационная комиссия, задает глупые вопросы. Если человека принимают, то в течение нескольких месяцев он работает без оружия, проходит обучение, сдает зачеты. Главное для нас, чтобы он умел обращаться с оружием и, что называется, понюхал пороха. В основном все сотрудники, которые работают с ценностями, служили в армии или работали в органах внутренних дел».
В здании управления есть современный электронный тир. На специальный экран проецируются различные изображения. Стрелять в нем можно как лазером, так и из боевого оружия. Есть даже специальные фильмы, инсценирующие разные ситуации, например, ограбление банка. Они похожи на боевики 90-х. Старомодно, но эффективно и довольно интересно.
Занятия по стрельбе проходят регулярно, причем не только в тире, но и на открытых полигонах. Инкассатор всегда должен быть готов защитить ценности. В случае нештатной ситуации он может открывать огонь на поражение.
«Наша работа построена таким образом, чтобы у злоумышленников даже не было желания нападать, а у нас не было повода применять оружие, — говорит Виталий Крестинин. — Применить оружие против живого человека очень тяжело».
Всегда на взводе
Во внутреннем дворе — гараж с многочисленными боксами. Автопарк управления насчитывает больше 100 машин разной грузоподъемности.
Для перевозки больших объемов используются бронированные «КамАЗы». После бронирования такой автомобиль может перевезти 8 тонн. Если его заполнить купюрами по 5000 тысяч рублей, то в машине будет ехать 40 миллиардов. Такие грузы перевозят только в организованных колоннах, с охраной и резервными машинами. Причем не все инкассаторские машины едут с деньгами. Есть и пустышки. А бывает и целая колонна прикрытия, состоящая из пустышек.
Для перевозки грузов поменьше используют «Газели», Volkswagen. Обстановка внутри автомобиля довольно-таки мрачная: все обшито черной тканью, окна не опускаются. За креслом водителя и передним пассажирским есть только два места для инкассаторов. Все остальное пространство используется для грузов. Из удобств — столик и люк на крыше, который можно открывать, чтобы было не так жарко. А еще есть бойницы, чтобы отстреливаться от преследователей.
Экипаж постоянно держит связь с управлением по радиостанции: «01 прошел, 03 прошел», — сообщают инкассаторы, и это означает, что они прошли определенную точку маршрута.
В ответ на вопрос о нештатных ситуациях Виталий Николаевич стучит кулаком по столу. Так же реагирует и руководитель Центрального участка инкассации на вопрос о ДТП с участием инкассаторов. Близость к большим деньгам делает людей суеверными. Тем более, если эти деньги чужие.