На XXV Всемирном почтовом конгрессе в г. Доха (Катар) Почте России был торжественно вручен сертификат Всемирного почтового союза (ВПС) о присвоении российскому оператору связи уровня В (серебряный) за управление качеством.
Награда призвана отметить работу российского почтового оператора по совершенствованию качества услуг и сервиса. Аттестация Почты России проводилась в рамках регионального стратегического проекта ВПС по повышению качества почтовых услуг в странах бывшего Советского Союза. По признанию Эдуарда Дайана, генерального директора Всемирного Почтового Союза, наибольшее впечатление на экспертов произвела «целенаправленная политика Почты России в области управления качеством службы».
Сегодня перед российским национальным почтовым оператором стоит еще немало вызовов, требующих адекватного ответа. Тем не менее, нынешняя награда ВПС является признанием со стороны международных экспертов эффективности тех реформ, которые проводит российский почтовый оператор.
Проблемы, которые в настоящее время приходится решать Почте России, в большинстве своем являются последствиями кризиса отечественной почтовой отрасли 1990-х годов. Лишь с 2009 года, после нескольких лет миллиардных убытков, российским почтовикам удалось в значительное мере выправить свое финансовое положение, переломить негативные тенденции и возобновить инвестиционный процесс. При отсутствии государственных инвестиций предприятие своими силами преодолевает последствия деградации российской почтовой отрасли, уделяя приоритетное значение повышению качества сервиса и предоставляемых услуг.
Значительный прорыв был достигнут благодаря запуску программы строительства автоматизированных сортировочных центров, которая стала одной из приоритетных для Почты России. Запуск двух крупнейших суперсовременных «почтовых заводов» в Московской области и в Санкт-Петербурге – регионах, генерирующих наибольшие объемы почты, позволил довести долю почты обрабатываемой в автоматизированном режиме до 35% от общего объема пересылаемой по стране. Хотя еще три года назад вся почтовая корреспонденция в России сортировалась вручную.
Сейчас ведутся работы по созданию еще трех АСЦ. При этом для обеспечения высокого качества почтовых услуг на всей территории РФ требуется 36 центров, которые обеспечат возможность ускорения не только обработки, но и пересылки писем и посылок за счет совершенствования логистики, сокращения количества технологических задержек отправлений на пути к адресатам.
Модернизация инфраструктуры международного почтового обмена и совершенствование логистических процессов позволили Почте России сократить сроки доставки россиянам почтовых отправлений из-за рубежа. Данные ежеквартальных исследований Всемирного почтового союза показывают, что если в 2010 году средний срок прохождения международной письменной корреспонденции от отправителя за рубежом до адресата в России в самые «проблемные» периоды составлял 23,6 дней, то в 2011 году он сократился до 18 дней.
Повышению качества услуг служат и многочисленные инновационные решения. В частности, уже к концу этого года весь автотранспорт предприятия, занятый в перевозке почтовых отправлений, будет оснащен навигационной системой ГЛОНАСС, которая за счет совершенствования логистики пересылки почтовых отправлений позволяет сократить время доставки сообщений до адресатов.
Внедрение инноваций: постоматов для автоматизированной выдачи посылок, SMS-уведомлений о доставке корреспонденции, мобильных касс почтальонов и др. служит повышению удобства почтового сервиса для пользователей, а также потребительских свойств оказываемых Почтой России услуг.