Платить или не платить за ремонты в классах? Если школа выбирает не стандартную, а новаторскую образовательную программу, то должны ли родители платить за учебные пособия? Когда в расписании появится астрономия? Освободят ли учителей от бремени сбора документов на получение категории?
На эти и другие вопросы отвечает председатель комитета образования и науки Волгоградской области Лариса Савина.
Экзамен на готовность сдан
Глеб Данилов, «АиФ»-Нижнее Поволжье»: Как подготовлены общеобразовательные учреждения к началу нового учебного года?
Лариса Савина: Положительные заключения и акты готовности 1594 муниципальных, государственных и частных образовательных организаций Волгоградской области получили своевременно. Особое внимание во время проверок уделялось санитарным нормам, обеспечению безопасности: пожарной, антикриминальной, антитеррористической. Это то, что касается подготовки к учебному году зданий и помещений.
Если говорить о самом образовательном процессе, то все школьники региона, как и в предыдущие годы, обеспечены бесплатными учебниками из фондов школьных библиотек. В 2017 году для этого в областном бюджете предусмотрено свыше 180 миллионов рублей. Благодаря участию региона в федеральной целевой программе развития образования помимо традиционных читальных залов в школах создан 61 информационно-библиотечный центр: в электронном виде обеспечен доступ ко всем художественным произведениям школьной программы, внеклассного чтения. Мы это называем новой инфраструктурой чтения, понятной и удобной современным школьникам.
- Сейчас много говорят и пишут о модернизации спортзалов в сельских школах…
- Общая сумма, выделенная из федерального и консолидированного бюджета на эти цели, только в 2017 году составила свыше 26 миллионов рублей. Ремонтные работы включают замену оконных блоков, электропроводки, осветительных приборов, напольного покрытия.
Всего с 2014 года удалось отремонтировать 69 спортзалов, приобрести новое оборудование для 80 образовательных организаций, открыть 90 пришкольных спортклубов и создать более 30 спортивных секций. На эти цели привлечено более 70 миллионов рублей. Одна из задач проекта - улучшение материальной базы и помощь в организации досуга. Современные условия обучения должны быть во всех школах: и городских, и сельских.
Астрономические перспективы
- Какие нововведения в образовательные программы будут введены в этом году?
- Пожалуй, самое громкое нововведение года - астрономия. Для учащихся 10-х и 11-х классов она теперь снова в числе обязательных предметов. Причём у каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с сентября 2017 года или позже - с января 2018-го. Дело в том, что в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России дата начала обучения с 1 сентября нынешнего года обозначена на федеральном уровне как ориентир. Определяющим же фактором является фактическая готовность школы к качественному преподаванию.
- А где же возьмут учителей?
- Вести астрономию будут учителя физики, для них региональным комитетом образования и науки совместно с Волгоградской государственной академией повышения квалификации организованы специальные курсы.
К слову, весной 2018 года наш регион будет встречать участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Это благотворно отразится на увлечённых этим предметом старшеклассниках и их талантливых педагогах. Ещё одним предметом олимпиады, которая пройдёт в Волгограде, станет китайский язык.
По направлениям дополнительного образования тоже есть хорошие новости: Волгоградская область победила в конкурсе Минобрнауки России по созданию детского технопарка «Кванториум», который смогут посещать более 900 школьников.
Также к нововведениям можно отнести и работу сети коррекционных образовательных организаций. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это особая тема. В Волгоградской области действуют базовые и опорные учреждения для обучения детей-инвалидов, ресурсные центры инклюзивного образования. Расширен спектр услуг по образованию и коррекционно-развивающей работе, оказанию психолого-медико-педагогической помощи. Реализуются индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов, работают консультационно-методические службы, осуществляется обучение с использованием дистанционных технологий. Всё это очень кропотливая и, возможно, не самая заметная работа, но её результаты крайне важны для педагогов и родителей.
Платить или не платить?
- Родители учеников никак не могут прийти к общему знаменателю: одни дружно сдают деньги на ремонт классов, другие отказываются платить и пишут жалобы на незаконные поборы. Если инициатива исходит от родительского комитета, сбор средств на ремонты классов незаконен?
- Школа имеет право привлекать средства пожертвования, но это должно быть добровольно и прозрачно.
В свете этого вопроса ещё раз обращаю внимание: учебники закупаются в полном объёме согласно стандарту - один учебник по каждому учебному предмету.
- Какая ситуация в регионе с устройством детей в детские сады?
- Созданные за период модернизации дошкольного образования дополнительные места позволили выстроить современную сеть с общим охватом более 110 тысяч человек. При этом мы добились 100%-ной доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В числе главных задач нового этапа - обеспечение местами в детсадах малышей до 3 лет.
В регионе продолжается строительство детских садов, внедрение вариативных форм дошкольного образования. Создавая дополнительные места, мы стараемся не просто дать возможность сверстникам общаться, а предоставляем детям доступное и качественное образование.
О «синих воротничках»
- С вузами у нас всё хорошо. А какие перспективы у профессиональных училищ и колледжей?
- В 2017 году для обучения по программам среднего профессионального образования выделено 9648 бюджетных мест. Наибольшее количество контрольных цифр приёма в 2017 году отдано в сферу машиностроения (12,4%), строительной отрасли (9,4%) и в сферу сельского хозяйства (10,9%).
Особенность приёмной кампании этого года - объявление набора по профессиям и специальностям так называемого ТОП-50, по которым предприятия региона заявили кадровую потребность: управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома, металлургия цветных металлов, лаборант-аналитик, электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию.
Приёмная кампания показала интерес выпускников региона к специальностям социально-педагогического профиля, по которым обучают в пяти колледжах области - Волгоградском, Михайловском, Камышинском, Жирновском, Дубовском. Наиболее популярная специальность этого года - преподавание в начальных классах.
- Есть ли возможность оптимизировать многоступенчатую процедуру получения или подтверждения категории, которая занимает у педагогов много времени и, откровенно говоря, отвлекает учителей от прямых обязанностей?
- Вы задали правильный вопрос, и на него есть жизнеутверждающий ответ: наш регион вошел в состав 15 субъектов - участников федерального проекта по апробации модели уровневой оценки компетенций учителей. Основная идея - отработать механизм единых подходов и инструментов оценки компетенций, направленных на создание системы профессионального учительского роста. Уровень квалификации педагога должен зависеть от конкретных достижений, а карьерный рост - от повышения уже достигнутого уровня.
В апробации примут участие 423 преподавателя русского языка и математики из 43 школ Жирновского, Николаевского, Фроловского муниципальных районов, Волгограда и Волжского. Пилотный проект уже запущен, его технологическая часть началась с 1 сентября.
- Хотелось бы, чтобы вы рассказали о себе. Как выбрали профессию. Не жалеете ли о своём выборе? И какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель?
- Нет, я не жалею о своём выборе. На мой взгляд, это не только призвание и не просто работа, а образ жизни. Не так давно на встрече с молодыми педагогами мне задали вопрос, знаю ли я свою путеводную звезду. Вопрос касался изучения астрономии, но для меня он прозвучал в совершенно ином понимании. Моя путеводная звезда - это мой школьный учитель русского языка и литературы Евгения Филипповна Морякова. Эталон мудрости, терпения, профессионализма. Научила любить и беречь слово, мыслить. А ещё это добрейшей души человек, порядочный, твёрдый и справедливый. Вы спросили, какими качествами должен обладать учитель? Он должен быть светом, настоящей путеводной звездой на бесконечном пути познаний.