О причинах повышения цен на хлеб «АиФ»-Нижнее Поволжье» писал в № 41 от 09.10.2024 г. И тут новая напасть – стало всё стремительнее дорожать сливочное масло. В некоторых регионах уже дошло до того, что пачки масла стали закрывать от покупателей в витринах или выдавать строго на кассе. А в Волгоградской области?
Пачка тает на глазах
У нас, к счастью, обстановка с маслом спокойная. В сетевых магазинах, где побывал корреспондент «АиФ»-НП», этот продукт от покупателей не прячут и не запирают – на полках его хватает. Правда, пачек в районе 150 руб. за штуку не найти – недорогой товар, по словам продавцов, уходит быстро. В среднем цена за пачку приближается к 200 руб. и выше.
А вот в магазинах-дискаунтерах, где цены на любимый многими продукт ощутимо ниже, масла действительно нет. «Раньше у нас стояли целые палеты со сливочным маслом, а теперь, как только выкладываем, разбирают быстро, – рассказали нашему журналисту в одном из таких магазинов в г. Краснослободске. – Некоторые специально заходят узнать, когда привезут масло, и берут не по одной пачке».
По данным Волгоградстата, среднее подорожание сливочного масла за последние недели составило до 4%. Росстат констатирует: этот продукт подорожал за год на 18%, уступив лишь куриному яйцу.
А вот по данным опрошенных «АиФ»-НП» домохозяек, те привычные марки, которые они покупали ранее, стали дороже по сравнению с прошлым годом на 30-50% и выше.
«Посмотрите на пачку – уже 200-граммовой не найти, – отмечает домохозяйка, многодетная мама из Волгограда Анна Петренко. – Пачка весит 180 или 160 грамм. У нас в семье четверо детей, нам такой пачки хватает от силы на три завтрака. Заметно подорожало не только масло, но и йогурт, сыр, творог…»
Очень нужен домик в деревне
Сливочное масло ощутимо пошло в рост уже в конце лета. При этом крупные производители предупреждают о возможных перебоях с поставками, ссылаясь не только на дефицит молока, но и на рост затрат в виде кредитной и налоговой нагрузки, зарплаты, стоимости перевозок и др.
Между тем в антимонопольной службе (УФАС) считают, что виной всему рост себестоимости, о котором давно предупреждали заводы-производители: цена ресурса, то есть исходного сырья и его переработки, неуклонно растёт. Это не могло не сказаться на отпускных ценах с завода. К тому же надо учитывать и надбавку торговых сетей.
«Корень зла – это торговые сети, – считает руководитель крупного молочного хозяйства с опытом работы более 20 лет Евгений Побоков (Старополтавский район Волгоградской области). – Государство полностью отпустило ценообразование в свободное плавание. Мы, производители молока, оказались зажаты в тесные рамки. Себестоимость у нас растёт: дорожает техника, ветпрепараты, затраты на обслуживание оборудования и т. д. Осенью мы подняли немного цены на свою продукцию, и на этом дело застопорилось: заводы, закупающие молоко, отказываются нам платить, ссылаясь на то, что магазины откажутся закупать их продукцию по более высокой цене. Круг замыкается. Выход вижу в государственном контроле за ценообразованием и политикой торговых сетей. Пока они монополисты на рынке, порядка с ценами не ждите».
В ассоциации «Руспродсоюз», в свою очередь, заявили: наценка на масло в сетевых магазинах может достигать 70%.
Позицию, которую озвучил Евгений Побоков, разделяют и наверху: депутаты Госдумы выдвинули идею госрегулирования цен на продукты питания, направив соответствующее обращение в Минэкономразвития. А в УФАС потребовали от заводов-производителей своевременно сообщать о планируемом повышении отпускных цен с тем, чтобы можно было проконтролировать процесс.
Кроме того, в ведомстве поддержали проект постановления Правительства РФ, который предоставит региональным властям временные полномочия по контролю за ценами. А именно – они получат право заключать с хозяйствующими субъектами (производителями и торговлей) соглашения о стабилизации цен не только на продукты питания из перечня социально значимых, но на любые продовольственные и непродовольственные товары. При этом для бизнеса это станет делом добровольным.
Территориальным управлениям ФАС уже дал поручение вводить норму в действие – производители и торговля должны будут взять на себя обязательства (опять же добровольные) по снижению или фиксации цен на сливочное масло, хлеб и молоко.
В свою очередь, волгоградцы дают свой ответ пляске цен.
«Бабушка сама сбивала масло и меня научила, – делится опытом жительница Городищенского района Елизавета Иванова. – Я держу хозяйство, на коров сил нет, а вот козы выручают. И себе хватает, и постоянные покупатели есть на молоко, масло и сыр».
Однако завести живность готовы немногие, потому ряд семей переходит на магазины-дискаунтеры или начинает сокращать потребление привычных продуктов питания. «Станем только здоровее и стройнее», – утешают друг друга волгоградцы...
Мнение
Д. э. н., профессор кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова Игорь Бельских:
«Цены на масло растут по всему миру, и Россия не исключение. Государство планирует реализовать комплекс мер поддержки, но они будут доступны лишь крупным производителям. Выход – открыть границы для импортных товаров и обеспечить контроль за ценообразованием. Убрав европейских поставщиков, мы получили дефицит продукции в своей стране. Достаточно отменить пошлины, и ситуация наладится. Но вряд ли это возможно сделать сейчас на фоне определённых событий.
Не надо обольщаться насчёт поставок масла из Беларуси: там также поднялись цены на молоко, и аграрный сектор не способен насытить российский рынок. Азия, Китай нам не помогут, молочная промышленность не их специализация, а вот такая небольшая страна, как Нидерланды, занимает третье место в мире по импорту продовольствия. Но в любом случае, принимая помощь из-за рубежа, необходимо решать проблему в границах своей страны. Продовольственная безопасность – это важно для любого государства».