Примерное время чтения: 9 минут
262

На чём экономить будем. Как выживают производители и что делать покупателям

В последнее время волгоградцев пугают цены и не радует качество продуктов.
В последнее время волгоградцев пугают цены и не радует качество продуктов. / Виктор Яшуков / АиФ-Волгоград

Волгоградцы недовольны. Вкусный хлеб, в котором еще недавно было столько сухофруктов, что его покупали к чаю вместо тортов, сегодня хранит только их запах. Упаковки с продуктами изрядно уменьшились в объемах, сохранив прежнюю стоимость. Народ возмущается – понятно, что предприятиям нужно выжить в нелегких экономических условиях. Но почему покупатели должны платить за то, чего не получают?

Право знать

За производителей заступается член Общественной палаты Волгоградской области, главный редактор издания «ВолгаПромЭкперт» Сергей Жуков.

«Не факт, что те же хлебокомбинаты сокращают расходы за счет снижения качества продукции. Не исключено, что кому-то из покупателей просто попался брак – бывает и такое, на линии могло что-то пойти не так и в отдельную булку не попали сухофрукты. В данном случае нужно системно отслеживать продукцию, прежде чем упрекать хлебозаводы», – приводит свои доводы Жуков.

Когда-то в этом хлебе было столько абрикосов, что его покупали к чаю вместо тортов.
Когда-то в этом хлебе было столько сухофруктов, что его покупали к чаю вместо тортов. Фото: АиФ-Волгоград

Эксперт убежден – люди сегодня взбудоражены и остро реагируют на каждую мелочь. То же «усыхание» упаковки – тенденция нескольких последних лет. Молоко давно продается в таре не по литру, а по 900, а то и 800 миллилитров. То же касается подсолнечного масла. Шоколадки весят 95 граммов вместо привычных старшему поколению 100. Но еще год назад покупатели этого не замечали, а сегодня «несправедливость» бросается в глаза.

«На мой взгляд, задача любого настоящего предпринимателя – выпустить нужный людям товар. И если производитель видит, что себестоимость продукта, который пользуется спросом, значительно повышается, если он вынужден исключить из-за этого какой-то компонент, то должен об этом сообщить», – высказывает свою точку зрения председатель Волгоградского центра защиты и развития бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко.

Покупатель вправе знать, что покупает уже другой продукт, с другими характеристиками, с новыми вкусовыми качествами. И будет честно, если, скажем, хлеб с сухофруктами при их отсутствии в буханках, получит другое наименование. А если у производителя отсутствует внутренняя гражданская позиция, в дело должен вступить Роспотребнадзор, считает Шибченко.

Антикризисная мера

В условиях экономического кризиса покупательная способность населения падает, поясняет профессор кафедры госуправления и менеджмента РАНХиГС Татьяна Иванова. Предприятиям приходится каким-то образом на это реагировать.

«С одной стороны, производители должны все-таки каким-то образом обеспечивать удовлетворение потребностей населения. А они остаются даже тогда, когда у значительной части людей нет денежных запасов и они готовы чуть ли не перейти на натуральное производство. С другой стороны, предприятиям необходимо производить продукцию хотя бы для того, чтобы покрыть свои постоянные издержки», – делает экономические выкладки Иванова.

В такой ситуации соотношение между ценой и качеством – а эти два понятия являются основными, когда мы рассматриваем какой-либо товар, – начинает меняться. Чтобы снизить издержки, предприятия вынуждены снижать качество или уменьшать объемы. Вспомните об упаковках молока – не исключено, что со временем они станут продаваться в таре 0,5 литра при неизменной стоимости. Чтобы не пугать покупателей ценой, уже не первый год в магазинах ее зачастую указывают не за килограмм, а за 100 граммов.

На упаковке гречки цену пока выставляют за килограмм.
На упаковке гречки цену пока выставляют за килограмм. Фото: АиФ-Волгоград

«Можно по-разному это оценивать, но в нынешней экономической ситуации всем нужно выжить. И потребителям, которые не могут платить значительные суммы за товары. И производителям, которые не в состоянии покупать комплектующие по возросшей цене и предлагать нам товары по низкой. Снижение качества продукции на определенных этапах – объективный процесс, он используется как антикризисная мера во всех странах», – замечает Татьяна Иванова.

По мнению эксперта, несправедливо говорить, что российские производители, пользуясь моментом, пытаются набить себе карманы. Если они и прибегают к уловкам, то чтобы остаться на плаву, потому что в противном случае не смогут справиться с возросшими издержками и вынуждены будут начать процедуру банкротства.

Путь к бартеру

Однако не все повышают цены исключительно ради выживания. Находятся те, кто спекулирует на трудностях, которые переживает и наш, и другие регионы страны.

«Приведу личный пример. Я занимаюсь алмазной мозаикой, делаю из нее картины. За короткое время цена на расходные материалы выросла на 40%. После того, как картина готова, помещаю ее под стекло. Стоимость этой услуги в Волгограде резко поднялась с 900 рублей до 1,5 тысяч», –делится Татьяна Шибченко.

При таком росте цен волгоградцам скоро придется отказаться от хобби.
При таком росте цен волгоградцам скоро придется отказаться от хобби. Фото: Фото предоставлено героем публикации

Поднял ли этот предприниматель зарплату мастеру, который выполняет работу? Нет. Тот вынужден жить и питаться на те же средства, что и прежде.

«Понятно желание заработать больше. Но предпринимателям это удается за счет того, что формируется команда нищих, которые готовы пойти на любые меры, чтобы выжить. В результате может сложиться не лучшая ситуация, когда только крайне ограниченная группа людей сможет приобретать товар по чрезмерно высокой цене. А отсюда недалеко до бартерных отношений, которые мы уже проходили в 1990-х», – напоминает председатель центра «Дело».

На недавнем совещании губернатор области Андрей Бочаров заявил, что будут приняты самые жесткие меры, чтобы не допустить спекуляции. А такие примеры уже есть. Так, песок, который поставляется на стройки региона из карьеров на территории области, подорожал в разы. Подскочили в цене и другие стройматериалы, поставив под угрозу выполнение профильного нацпроекта.

Депутаты облдумы обратились в Волгоградское УФАС. 17 марта антимонопольное ведомство направило 29 писем крупнейшим волгоградским производителям и продавцам не только стройматериалов, но и продуктов питания и лекарств. Бизнесменам напомнили, что сегодня от них требуется добросовестное поведение и ответственное отношение к ценообразованию.

Без ажиотажа

Вообще сдерживание цен – не рыночная мера, подчеркивает Татьяна Иванова. В такой ситуации производителям невыгодно выпускать товары, их объем может сокращаться. Как следствие – тут же формируется теневой рынок, где эти товары продаются из под полы по более высоким ценам, как было в СССР.

«Но сегодня правительство страны сознательно идет на эти меры, чтобы до какой-то степени сдержать рост цен. И до сих пор они срабатывали. Так, в сентябре 2021 года были заморожены цены на сахар и подсолнечное масло и нехватки этой продукции в магазинах замечено не было», – размышляет профессор РАНХиГС.

Еще одна возможность снять социальную напряженность – развитие социально ориентированного бизнеса.

«Сегодня многие собственники крупных предприятий, получающих высокую прибыль, занимаются строительством детских садов, квартир и домов для своих работников. Но эти же средства можно направить на уменьшение уровня маржинальности продукции, сокращение доли прибыли в ее цене. И это тоже будет форма социально ответственного бизнеса», – уверена Иванова.

Что касается покупателей, они должны быть грамотными потребителями, считает Сергей Жуков.

«Не стоит просто брать продукты с полки не глядя. Нужно читать, что указано на упаковке. А также выбирать товар путем проб. И если он не нравится, переключаться на товары других производителей, которые реально проверяют качество продуктовой линейки», – советует член региональной Общественной палаты.

Чтобы сэкономить, можно следить за скидками. Во многих магазинах используют этот прием, чтобы привлечь покупателей. И самое главное – не создавать ажиотаж. Практически все востребованные продукты производятся в России. И если жители не будут создавать искусственные очереди за ними, дефицита товаров не будет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах