Интернет-сети являются в наши дни не только вместилищем разнообразной информации, но и постоянным источником всевозможных угроз. Как уберечь от них детскую и подростковую психику на пороге школьных каникул, обсудили в Волгограде местные и федеральные эксперты.
Так ли безобидно аниме?
В конце минувшего года Волгоград потрясла страшная история – две школьницы-подружки 12 и 14 лет из вполне благополучных семей, окружённые множеством друзей, добровольно ушли из жизни, спрыгнув с крыши многоэтажки. Судя по страницам девочек в соцсетях, обе школьницы сильно интересовались современной азиатской поп-культурой, включая фантастические аниме, японские мультики и комиксы, а также южноазиатскими музыкальными группами.
– К сожалению, современное интернет-пространство часто напичкано угрозами, степень и масштабы которых мы изначально себе не предполагаем, – убеждён федеральный эксперт по информационной безопасности семьи союза «Родительская палата» Андрей Афанасьев. – Например, те же сверхпопулярные среди подростков аниме часто внушают поклонникам этого жанра ощущения личного всемогущества и одновременно бренности жизни, способности совершить любой поступок за пределами физических возможностей.
Все мы давно привыкли к мысли, что ребёнка в Интернете надо защищать от неприкрыто опасного контента – порнографии, сцен насилия и жестокости, откровенно суицидальных групп и т. д. Но сегодня соцсети работают с детскими умами и душами куда более тонко. И даже безобидные с виду сообщества могут и реально оказывают на наших детей огромное разрушительное влияние.
Невидимые воспитатели из Интернета
О том, что наши дети ежедневно подвергаются массовой пропаганде насилия, жестокости, искажающей реальность агрессивной мифологии, много говорилось на прошедшем в Волгограде в канун Дня защиты детей круглом столе по информационной безопасности подрастающего поколения.
– Детям, пользующимся интернетом, абсолютно невдомёк, что они при этом становятся объектом для профессиональных «кураторов», изначально настроенных враждебно к нашему российскому обществу; цель многих сообществ, групп, даже абсолютно безобидных с виду, – внедрить в сознание ребёнка отрицание базовых культурных социальных ценностей, – убеждён один из организаторов экспертного разговора ответственный секретарь общероссийского общественного движения «Русская мечта» Андрей Коваленко.
– Время, которое современные дети проводят в сети, приближается уже к восьми часам в день, – отмечает Андрей Афанасьев. – И это время идёт часто не в развитие, скорее, наоборот, в разрушение детской психики. И подростков, и школьников притягивает прежде всего развлекательный контент. Дети обычно взахлёб смотрят каналы с юмористическими, развлекательными роликами. Но в обертке юмора там нередко идёт пропаганда деструктивных, опасных явлений. А если подросток проявит к этому интерес, интернет-сети немедленно начинают предлагать ему всё больше и больше соответствующего контента. При этом ребёнок думает, что нашёл его сам. Но по факту его во всё это целенаправленно втянули. При этом срабатывает типичная «воронка вовлечения» – листая, лайкая определённые группы, сообщества, юный пользователь сети буквально вязнет во всё более и более «трэшевом», социально опасном контенте. Как говорится, начали с мемасиков, зверушек, безобидного юмора – закончили иной раз группами по продаже наркоты.
Нужна интернет-цензура?
– Против нашего подрастающего поколения ведётся самая настоящая информационная война, – убеждена член Федерации психологов образования России Елена Пономарёва. – Для разработки контента для наших детей за рубежом привлекаются професионалы. Противостоять информационной войне против нашего будущего также должны высококлассные эксперты.
Эксперты убеждены в необходимости родительского диалога и контроля нахожядения детей в интернете. Нужно искреннее, заинтересованное общение не только педагогов, но и родителей с детьми на равных. Доступным языком рассказывать ребёнку об особенностях, оборотной стороне соцсетей и видеохостингов. Только так сможем повысить защиту детей от пагубного воздействия извне.
Комментарии
Член региональной общественной палаты Антон Лукаш:
– Есть ключевые угрозы в отношении детей и молодёжи. Главная из них – очевидное вторжение в жизнь ребёнка через сети манипуляторов, деятельность которых ведёт к формированию зависимостей и разрушению психики ребёнка. Ребёнок в силу возраста не всегда способен отнестись к содержащихся в сетях материалам критически, принимая всё предлагаемое соцсетями за чистую монету. Типичный тому пример – паблики с чёрным юмором, где любая сфера деятельности и базовые ценности мира взрослых трактуются в издевательски-пренебрежительных тонах.
Нужна система экспертной оценки любых информационных продуктов, потребляемых детьми и подростками в Интернете. Для этого в стране уже есть законодательная база, теперь её надо научиться применять на практике.
Ответственный секретарь проекта «Русская мечта» Андрей Коваленко:
– Общая наша задумка – сформировать группу, которая будет давать грамотную экспертную оценку и оценку с точки зрения художественной значимости того или иного произведения. Подобная работа по обеспечению кибербезопасности и определению основных алгоритмов защиты детей и молодёжи от интернет-угроз тогда станет вестись на системной основе. По итогам круглых столов теперь вырабатывается перечень конкретных рекомендаций для родителей и педагогов, а также законодателей.
Автор книги-исследования «Дети в Интернете» Андрей Афанасьев:
– Когда я провожу в школах беседы на тему безопасного Интернета, то обычно привожу аналогию с автомобилем. Ребёнок в 10-12 лет, в принципе, уже может свободно им управлять. Он достанет до педалей, можно ему легко и наглядно объяснить, как рулить и переключать скорости. Но никто в 12 лет за руль ребёнка тем не менее не сажает – потому что этих умений недостаточно, и все отлично понимают почему.
То же самое можно сказать и об Интернете. Самые тяжёлые случаи вовлечения детей в опасные истории, в мошенничество, связаны как раз с тем, что дети слишком рано входят туда, где их быть не должно. Мир Интернета – это мир взрослых людей. И родителям важно понимать, что до определённого возраста детей в соцсетях быть не должно.
Мы давно наблюдаем за деструктивными трендами, и я могу сказать, что все самые опасные деструктивные явления, вплоть до школьных расстрелов, изначально подавались именно так – в форме низкосортного юмора. Потому что юмор снимает внутреннюю защиту от противоестественных вещей. Если вы один раз над чем-то посмеялись, то вы уже не воспринимаете это как угрозу.
На мой взгляд, наше государство просто должно проявить волю и жёстко отреагировать на угрозу будущему поколению, ограничив присутствие детей в том же «ВКонтакте», «Телеграме», «Ютюбе» и т. д. чёткими нормативными рамками.
Родительница школьника Татьяна Сеитова (Волжский):
– На мой взгляд, как любое сложное явление, Интернет с соцсетями несут в себе и огромное благо, и не менее большой риск разрушения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты, чтобы активнее общаться с одноклассниками, друзьями, сообществами людей со схожими интересами. Ребёнок учится социальному взаимодействию в группах, принимая правила того или иного сообщества.
С другой стороны, сегодня много говорится про интернет-безопасность детей в связи в кибербуллингом, агрессией в отношении ребёнка. На мой взгляд, такие угрозы должны, вернее обязаны, отслеживать и мы, взрослые. А если нам не всегда понятны те или иные увлечения своего чада, думаю, всегда есть возможность проконсультироваться по этому поводу у экспертов.