Импозантный мужчина, адвокат, политик, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов обнимает перед телекамерами худенького возвращенного из Доминиканы волгоградского мальчишку Дениса Хохрякова.
Счастливый конец мелодрамы, домохозяйки могут плакать. А мы попробуем разобраться, что осталось за кадром этой душещипательной истории.
В Москву
Денис Хохряков родился в Волгоградской области 13 октября 1998 года. В 2003 году мать лишили родительских прав, и мальчик попал в приют «Милосердие» Калачёвского района. Денису не исполнилось и пяти лет, когда его усыновила семейная пара Ларисы Оноприенко и Сергея Сологуба.
Их брак зарегистрирован в 1998 году. В семье уже было двое детей: девочка от первого брака Оноприенко и дочь от совместного брака всего на один год старше Дениса. Внешне семья была материально обеспечена.
Впоследствии органы опеки будут обвинять в том, что ребёнка отдали семье наркоторговцев по сфальсифицированным документам. Однако, в чем заключалась фальсификация, озвучено не было. По словам заместителя председателя комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области Александра Козырева, проверку документов и принятие решения об усыновлении согласно законодательству осуществлял Калачёвский районный суд, по решению которого в декабре 2003 года Денис и переехал в семью Сологубов в Иловлю.
– В соответствии с Семейным кодексом районные органы опеки и попечительства должны представлять в первый год два отчёта о процессе усыновления, – рассказывает Александр Козырев, – однако уже через полгода семья переехала в Московскую область. Здесь и начались проблемы. Специалисту органов опеки Потаниной (в отношении неё сейчас заведено уголовное дело) нужно было вовремя сделать запрос в Москву. А вскоре выяснилось, что в 2004 году семья вообще выехала за пределы РФ.
Маршрутами наркотрафика
На пути Дениса были Аргентина, Уругвай, наконец, Доминикана. Родители занимались наркотрафиком в Россию. В 2005 году они бросили мальчишку в Доминикане. В марте 2006 года Сологуб был осуждён за хранение и перевозку наркотиков. Приёмная мать осуждена в июле 2007 года за мошенничество и хранение наркотиков в особо крупных размерах.
– Новая информация о Денисе у нас появилась только летом 2008 года, – продолжает Александр Козырев, – поступил запрос от прокуратуры. Тогда и выяснилось, что родители в розыске, а мальчик обнаружен в доминиканской семье, где подвергается насилию. Началась долгая переписка с министерствами иностранных дел и образования об экстрадиции Дениса домой. В апреле 2009 года по решению Иловлинского районного суда усыновление мальчика было отменено, а он передан в органы опеки и попечительства Калачёвского района. Мы не единожды сообщали МИДу о готовности вернуть Дениса на Родину и просили допустить наших представителей в Доминикану.
4 октября Денис в сопровождении Астахова прибыл в Москву. По словам омбудсмена, о своих скитаниях Денис ничего не рассказывает. Психологи объясняют это защитной реакцией детской психики. «Я увидел 12-летнего подростка, такого недокормленного, что ему от силы лет 8 дашь! У него же все уши разорваны! Его драли за уши. Правое вообще оборвано. На голове шрамы...», – рассказывал Астахов.
– Волгоградская область много сделала для экстрадиции ребёнка, – считает Козырев. – Павел Астахов тоже внёс большой вклад. По решению суда мальчик должен вернуться в органы опеки и попечительства Калачёвского района. Это решение пока никто не отменял.