Как изменился рынок розничного кредитования?
В первом квартале 2015 г. снизились темпы выдачи розничных кредитов. На 1 апреля 2015 г., по данным НБКИ, суммарная задолженность заемщиков перед кредиторами сократилась на 6,52% по сравнению с 1января 2015 г. Для экономики в целом это негативный фактор, однако в среднесрочной перспективе (до конца года) возможно увеличение объёма кредитования за счёт отложенного спроса и при отсутствии негативных событий в экономике. К концу 2015 г. рынок розничного кредитования оживет, в первую очередь за счет необеспеченных кредитов на небольшие суммы и короткие сроки. Вопросы кредитования обсуждаем с Алексеем Рожиным, директором филиала БКС Премьер в Волгограде.
- Какие виды кредитования прежде всего пострадали в результате кризиса? В каких видах кредитования поддерживается активность, и за счет чего?
- Наибольшее снижение зафиксировано в сегменте необеспеченного кредитования - потребительские кредиты на 7,97%, по кредитным картам на 5,90%; в залоговом кредитовании: задолженность по автокредитам сократилась на 7,65%, по ипотеке на 3,34%. Причина – высокие ставки и изменение цен за счёт курсовых колебаний.
- Насколько сократилась маржа в розничном кредитовании или напротив выросла (ставки-то подросли существенно…)?
- Маржа не сильно изменилась, т.к. ставки выросли вслед за увеличением стоимости привлечения денежных средств. К тому же выдача кредитов по повышенным ставкам не всегда привлекает качественных заёмщиков, что также давит на маржу.
- Изменились ли параметры в кредитовании в разных сегментах (ипотека, потребительский сегмент) – прежде всего, как выросли ставки, сроки, другие условия по сравнению с началом 2014 года?
- Увеличились ставки и стали более консервативными требования к заёмщикам.
- Изменилась ли структура доходов в рознице? На каких услугах в рознице зарабатывают сегодня банки, учитывая спад в кредитовании?
- Больший упор сейчас делается на разработку программ лояльности для клиентов, предложение сервисов через цифровые каналы (интернет-банк, мобильный банк) и на реализацию пакетного подхода к продаже банковских продуктов.