Говорят, у должников теперь возможны крупные вычеты из пенсии без суда?
Новации в законодательстве поясняет эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист России Владимир Кудрявцев:
— В рамках ФЗ «Об исполнительном производстве» с июня начинают применять изменения и дополнения, вступившие в силу с 25.05.2025. Они меняют порядок принудительного взыскания средств с должников.
Главным нововведением является возможность автоматического принятия решений Федеральной службой судебных приставов (ФССП) по Программе без необходимости подтверждения от должностного лица. Это будет касаться взысканий из различных источников — с заработной платы, пенсий и других доходов должника.
Программа сможет самостоятельно выдавать решение о списании средств. Хотя фамилия пристава будет указана в документе, он фактически не будет участвовать в этом процессе. Уведомление о принятом решении о взыскании средств будет отправляться должнику через портал «Госуслуги».
По моим данным беспокойство пенсионеров вызвал не факт применения Программы, а возможный рост сумм взысканий, что предопределено неудачным, на мой взгляд, комментарием по данному вопросу Минтруда России.
Привожу этот комментарий полностью, как он прозвучал в СМИ: «По данным Минтруда, средний размер пенсий неработающих пенсионеров в июне после индексации составит 19 360 рублей, а прожиточный минимум вырастет до 11 970 рублей. Это означает, что при наличии долга у пенсионера в июне из его пенсии могут взыскать в среднем 7 390 рублей».
Последняя цифра напугала, но ведь она как «средняя температура по больнице» касается далеко не всех неработающих пенсионеров.
В ст.68 ФЗ об исполнительном производстве перечислены все законные меры и процедуры принудительного исполнения, а в ст.101 закреплен перечень из 22 видов доходов должника-гражданина, на которые не может быть обращено взыскание.
В вышеуказанный перечень включены:
- социальная пенсия по инвалидности;
- федеральная социальная доплата к пенсии;
- региональная социальная доплата к пенсии;
- назначаемая детям-инвалидам, а также инвалидам, признанным недееспособными;
- различные виды выплат от государства.
Следует иметь в виду следующие нормы исполнительного производства:
1. Согласно закону, приставы могут списывать до 70% от пенсии, однако на счету пенсионера-должника при этом должна оставаться сумма не менее прожиточного минимума;
2. Существенно обновился механизм принудительного изъятия средств. Ранее кредиторы могли обращаться к приставам сразу после возникновения просроченной задолженности, но теперь предусмотрена годовая отсрочка обращения кредитора в органы принудительного взыскания долга гражданина. В этот период они должны использовать не менее трех способов досудебного урегулирования споров с должником. Это могут быть:
- направление уведомлений о задолженности;
- переговоры с должником;
- применение других мирных методов воздействия, включая возможность реструктуризации долга.
3. Вводится плата за предъявление кредитором исполнительных документов в органы принудительного исполнения. Это мера направлена на повышение эффективности работы судебных приставов и на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны кредиторов.
Таким образом, досудебное урегулирование придаст больший вес попыткам мирного разрешения спора до использования принудительных мер.
Жалоба на нарушение прав гражданина-должника может быть подана руководителю судебного пристава-исполнителя, в прокуратуру или суд.