...Почему об энергетическом аудите стали активно говорить последние 10 лет?
Отвечает Елена Никольская, энергетик:
– Термин «энергоаудит» действительно пришел к нам в страну «со стороны» в начале 90-х годов. Популяризации энергоаудита мы в первую очередь обязаны международным программам TACIS и U.S.A.I.D., а также Российско-Датскому институту энергоэффективности, впервые организовавшему в России массовое обучение некогда новому для нас направлению.
Почему же энергоаудит пришлось, что называется, импортировать из-за рубежа? Ведь в России энергетика является одной из наиболее развитых промышленных отраслей. Многие зарубежные специалисты признают, что подготовка специалистов-энергетиков в наших вузах более глубокая, чем во многих странах Запада.
Ответ на этот вопрос, видимо, состоит в следующем. Во-первых, энергетики никогда не интересовались макроэкономикой. Во главу угла ставились проблемы бесперебойного функционирования оборудования и техника безопасности при его эксплуатации. Во-вторых, раньше не было принято рассматривать предприятие как комплекс взаимосвязанных проблем. Таким образом, энергоаудит возник на стыке энергетики, экономики и технологии. В некоторой степени сюда должна быть отнесена и экология.
Не секрет, что большинство российских предприятий сегодня функционируют в условиях недостаточности оборотных средств. Поэтому деньги на модернизацию производства выделяются в меньших объёмах, чем необходимо. В этой ситуации энергоаудитор должен помочь расставить приоритеты в запланированных мероприятиях с тем, чтобы они принесли наивысший экономический эффект.
В настоящее время отношение к энергоаудиту меняется от настороженного, словно бы «навязываемого» извне, к крайне заинтересованному для многих видов промышленного бизнеса.
Интерес, как правило, появляется особенно сильно, когда энергозатраты предприятия в себестоимости продукции превышают 30%. Тогда начинают задумываться над сокращением издержек и сразу обращают внимание на энергоресурсы.
Энергетические обследования крупных предприятий показали, что неоправданные потери порой достигают нескольких десятков процентов. Аудитору не составляет труда сразу заметить большие внутренние энергопотери и определить, где именно их можно и нужно избежать.