1394

История под ногами. Чем интересны канализационные люки Волгограда

Они пережили войну

«Волгоградские канализационные люки – уникальное наследие прошлого, - считает историк Роман Шкода. – Ни в одном городе я не видел дореволюционных люков в таком количестве и качестве, как в нашем, пострадавшем от войны».

Большинство дореволюционных люков благополучно пережили Сталинградскую битву и дошли до наших дней в практически идеальном состоянии – только где-то потерлись буквы, но надписи все равно можно различить.

Например, вот этот люк, сделан на заводе в Макеевке, ныне территория ДНР. Такой образец можно часто увидеть в волгоградских дворах.

Самые распространенные люки в Волгограде – «Макеевские». Фото: Информационный портал Царицын.рф / Роман Шкода

В центре люка заглавные буквы «Ц.Г.У.», что означает «Царицынская городская управа». Скорее всего, люки закупали на всю канализационную систему Царицына ориентировочно в начале ХХ века.

Чугунная география

Среди канализационных люков встречаются как люки местного производства, так и канализационные «крышки» из других городов. По ним можно изучать географию нашей страны.

Этот люк приехал из Астрахани. Фото: Информационный портал Царицын.рф / Роман Шкода

Астрахань, Ржев, Запорожье, Свердловск – большая часть из этих люков уже послевоенного производства.

«В более поздние времена надписи на люках исчезают либо «сжимаются» до технических аббревиатур, - говорит Роман Шкода, - Опрощение это происходит где-то с начала 60-х годов, поэтому люки, которые содержат в себе названия, сделаны ориентировочно до конца 50-х годов».

Пропавшее наследие

Однако тот факт, что в большинстве своем люки являются своего рода культурным наследием, не смущает воришек. Например, в этом году исчез уникальный, единственный в городе люк, выпущенный на заводе Н.А. Бондина.

Люк прятался в подворотне одного из жилых домов. Фото: Информационный портал Царицын.рф / Роман Шкода

Николай Бондин был царицынским предпринимателем и основателем завода, который после революции получил название «Красный металлист». Во время Великой Отечественной войны завод выпускал автоматы и пулемёты. В 1959 году завод сменил название на производственный комплекс «Ахтуба». Это предприятие по сей день остаётся одним из ведущих в оборонной промышленности России.

«Все исторические люки и по сей день несут свою трудовую вахту, - говорит историк Роман Шкода. – Но все же подавляющее большинство люков в городе – серая масса, заполнившая Волгоград, начиная с 70-х гг., сделанная без вдохновения и, как говорится, «без гения». Упадок творческого мышления, охвативший отечественную конструкторскую мысль в застойный период, как нельзя хорошо иллюстрируется тем, что лежит у нас под ногами. А ведь из городских люков можно сделать привлекательную для туристов фишку: оставить старые экземпляры, а всю «серость» заменить на красавцев с гербом города. Изготовление такого люка по себестоимости никак не будет отличаться от безликих кружков, которые сейчас «украшают» наши улицы».

Материал подготовлен при поддержке информационного портала Царицын.рф.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах