Примерное время чтения: 6 минут
2188

Работа не по карману. Почему художники Волгограда вышли на войну с властью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Нижнее Поволжье №46 11/11/2015
Иван Иванов / АиФ-Волгоград

Состоялся первый в России митинг художников. 

Творческое сообщество возмущено отношением власти к его интересам. Более того, многие считают, что чиновники объявили художникам настоящую войну. 

Об её истоках беседуем с Георгием МАТЕВОСЯНОМ, председателем Союза художников Волгоградской области.

Плата за подвал

- Георгий Грантович, так что же заставило наших художников выйти на протестный митинг? 

- Тяжелейшая ситуация, связанная с повышением арендной платы за художественные мастерские в Волгограде. Это настоящая западня, в которой оказались мои коллеги. И загнали в неё те, кто не имеет ни малейшего представления об искусстве. У нас очень сильный творческий союз. Многие получили государственные премии Волгоградской области, много заслуженных и народных художников. А ведь получить эти звания непросто, эти звания даются не за победу в конкурсе и недолгую жизнь в искусстве. Необходимо постоянно участвовать в выставках, получать оценки своего труда. И сейчас эти мастера вынуждены бросать мастерские, что равнозначно уходу из профессии. 

Народный художник Пётр Чаплыгин, например, всю жизнь обустраивал подвал, который взял под мастерскую, сделал там печи для обжига керамики. Помещение небольшое - места для картин не хватает. Но даже за этот убитый подвал ему придётся платить около 11 тысяч рублей в месяц! А ведь доходы у наших художников невелики. Профессора вузов получают 15 тыс. рублей, преподаватели - восемь, пенсионеры - семь тысяч. При этом они все работают, покупают краски, холсты, платят аренду, за коммуналку. 

- Кому-то из волгоградских мастеров уже пришлось отказаться от творчества? 

- В этом смысле показательна история замечательного художника Алексея Бровко, автора мозаики на здании ТЮЗа. За неделю до своей смерти он мне признался, что мастерскую больше не «потянет» - кафедра монументальной живописи, где он преподавал, ликвидирована, пенсии не хватало. Я никогда не слышал у него такого отчаяния в голосе… Не прошло и недели, как заслуженного художника не стало. 

От лукавого

- Чем же объясняется такое подорожание? 

- Сейчас идут разговоры о том, что городская дума пошла нам навстречу и снизила оплату мастерских на двадцать процентов. Но это лукавство. На самом деле цены сначала решено было поднять до 80 процентов от коммерческой стоимости. А затем «снизить» до 20 процентов. На деле же аренда увеличилась в три - пять раз. Видимо, некоторым бизнесменам из думы приглянулись наши помещения. И для того чтобы выдавить нас на улицу, и был запущен этот «пробный шар». И это при том, что поддержки от властей мы в последние годы не получаем вовсе. Во многих регионах власти покупают для музеев работы наших коллег, помогают с выставками, где-то передают художественные мастерские в безвозмездное пользование на 15 лет. У нас же художник сам платит за рабочее место, сам создаёт произведения и сам же их выставляет. Многие наши чиновники, к моему ужасу, не понимают даже, для чего мы это делаем. Не задумываются о том, что мы формируем культурный слой нашего города. А без культуры страна гибнет! Я всегда привожу в пример Англию. Там после Второй мировой войны, когда шло восстановление страны и люди ели хлеб из опилок и жмыха, вышел первый правительственный указ - о поддержке людей искусства. Художников, поэтов и музыкантов приравняли к рабочему классу и начали выдавать пайки. Художникам бесплатно давали краски независимо от того, в какой манере они работали. Так в стране сохранили культуру. 

За город обидно

- Но ведь и у нас в стране вышел указ президента о поддержке культуры…

Досье
Георгий Матевосян. Родился в 1948 году в Баку. Вырос в Волгограде. Окончил Волгоградский инженерно-строительный институт. Архитектор, ювелир, живописец. Его картины входят в список наиболее выдающихся произведений в современной русской культуре. В 2003 и 2008 годах - лауреат конкурса «Царицынская муза» в номинации «Искусство». Лауреат государственной премии Волгоградской области. С 2010 года - председатель Волгоградского Союза художников. Художник-сценограф театра «Царицынская опера».

- Более того, в указе президента говорится о невозможности перепрофилирования художественных мастерских. Но наши чиновники говорят: «Указ президента - это не закон». У нас накопилась толстая пачка отписок на наши просьбы оставить арендную плату без изменения. Мы пошли на крайнюю меру. На первый в истории страны митинг художников вышли двести человек, под нашей резолюцией подписались около четырёхсот людей искусства. Нас поддержали Союз театральных деятелей и Союз архитекторов. Ко мне в мастерскую приходили делегации из многих стран, приезжали и мои коллеги из Канады. Рассказывали, что там организацию всех выставок оплачивает муниципалитет. Кроме того, власти приобретают для города работы - и молодых, и маститых художников. И все работы остаются в стране. Ведь никто никогда не знает заранее, кто из молодёжи станет величиной мирового уровня. Когда-то в России это понимали и приобретали работы всех художников. Это обогащает всю нацию. А бывает, что мастер раскрывается с новой стороны, уже будучи в возрасте. Например, Михаил Пышта - заслуженный художник, был когда-то главным художником города. Сейчас ему 90 с лишним лет. Он до сих пор работает, учится. И сейчас он совершенно по-другому стал писать - потрясающие работы! Многие наши художники проводят бесплатные мастер-классы для школьников. Пусть даже дети, которых мы обучаем, не станут живописцами, но они научатся видеть и ценить прекрасное. А у таких людей - совсем иное отношение к жизни, природе, родному городу. 

- Кстати, о городе. На ваш взгляд, что происходит с его архитектурным обликом, пока власти заняты «войной» с людьми искусства?

- Чиновники, оглядываясь на Запад, почему-то не задумываются о том, что там при строительстве каждого торгового центра в смету закладывается пять процентов на благоустройство. И поэтому там везде скульптуры, панно, цветы, фонтаны. А у нас - стеклянные коробки и стоянки, «стекляшки» и ларьки, «дерево-шар» на Аллее Героев, уродливая подкова рядом с нашими памятниками - как насмешка над архитектурным обликом города-героя. Я уже не говорю о полностью изуродованной в архитектурном смысле Второй Продольной, отданной на откуп бизнесу. А ведь когда-то наш город был одним из красивейших в стране. Обидно и больно…  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах