В музее-панораме «Сталинградская битва» открылась передвижная выставка «Июнь 1941 года – На изломе», созданная в германо-российском музее «Берлин – Карлсхорст».
Замысел авторов – показать, как война прошла через судьбы обычных людей, изломала их на «до» и «после». Для этого было отобрано 12 пар, чьи биографии дают в сопоставлении. Отбирались они так, чтобы в итоге получился срез всех категорий людей, которые воевали или которых война затронула.
Друг или враг?
Выставка проста и лаконична, но этим и завораживает. Даны краткие вехи биографий, когда родился, крестился и т.д. Даты, словно мазками на полотне жизни, дополнены кусочками дневников, фотографиями, письмами или стенограммой допроса. Вот, например, биография Конрада Вольфа. Он родился в городе Гехингене в семье еврейского врача и драматурга. В 1933 году семья бежала от пришедшего к власти в Германии режима в Россию. В 1941 году товарищ Конрад Вольф был призван в Красную армию и дошел до Берлина, вступив на землю предков как победитель. Кто он, друг или враг? Он много думал об этом. По этим переживаниям, став известным кинорежиссёром, Вольф снял фильм «Мне было 19».
Удивительны судьбы иммигрантов. С первой волной иммиграции Николай Тимофеев-Ресовский уехал в Германию, где стал известным учёным. Во время войны его сына, как участника Сопротивления, арестовали и казнили в концлагере. Сам учёный выдавал справки «остарбайтерам», бежавшим с фабрик. Но в 1945 году его арестовывает НКВД как изменника родины, потом приговор к 10 годам лагерей. На Урале он занимается исследованиями в рамках атомного проекта. Потом многолетние исследования в области радиобиологии и генетики. Хотя с 1955 года он не считался больше заключённым, жить в Москве и Питере ему запретили. Сейчас Николай Владимирович известен как величайший русский генетик ХХ века.
Ещё один узник Гулага, Адольф (Эдди) Рознер, напротив, родился в Берлине. Организовал джазовую группу, но когда к власти пришли националисты, уехал и долго гастролировал по Европе, затем возглавил джазовый оркестр Белоруссии, в 1941 году выступал перед Сталиным. До 1946 года возглавлял ведущий джазовый ансамбль СССР. Потом арест и 10 лет лагерей, где сначала он создал квартет в хабаровском ГУЛАГе, потом магаданский лагерный ансамбль. Выйдя 1954 году, организовал «Биг-бенд», ставший в 1960-е самым популярным эстрадным оркестром Советского Союза.
Узники Второй мировой
Тут есть фото молодой женщины с сыном на руках, вот она же в обнимку уже с тремя, улыбающаяся, курносая, похожая на советскую домохозяйку. Это Мета Клибански, немка с еврейскими корнями. В 42-м году семье сообщили, что они будут эвакуированы. Им велели взять 50 марок на билет, сменное бельё, столовые приборы на каждого члена семьи и прибыть на вокзал. Их обманули. Поезд повёз их в Малый Тростенец – лагерь смерти, где всю семью казнили. Рядом с фото счастливой семьи снимок места её гибели. Смотреть на эту ещё счастливую женщину очень страшно. Сегодня ты также улыбаешься, позируешь с сыном, а вдруг завтра повторишь судьбу Меты? Организаторы выставки честны в освещении фактов, а делать выводы и испытывать эмоции они позволяют нам – потомкам тех событий.
– В России и Германии существовала некая мифологизация войны, – рассказывает специалист по связям со СМИ музея-панорамы Татьяна Приказчикова, – у нас нельзя было ругать действия руководства страны, хотя огромные потери советских войск в начале Сталинградской битвы на 99% были обусловлены бездарным командованием. А побеждённые немцы испытали комплекс вины и жертвы. Кто убивал жителей, кто грабил и жег? Каждый, придя с фронта, считал, что он просто исполнял свой долг. Хорошие немцы оказались жертвами плохого Гитлера. Но кто обожествлял его? Сверхзадача этой выставки – развенчать эти стереотипы и показать, как война затронула отдельного человека с его маленькой судьбой. ХХ век столкнул две нации, которые не были враждебны друг другу. Пришла пора понять, что враг на самом деле один – это война.