История скоростного трамвая
Волгоградскому скоростному трамваю в этом году исполнится 27 лет, хотя первая трамвайная линия в Царицыне была проложена в 1915 году. Тянулась она от центральной части города до французского металлургического завода (нынешний «Красный Октябрь»). С ростом промышленного потенциала региона и с появлением новых предприятий в 1931 году трамвай был продлён до Тракторного завода.
После войны с восстановлением города несколько видоизменилась схема движения трамваев в связи с потребностями пассажиров. С центра города сохранился мощный поток на заводы, но и в других районах была заметная циркуляция населения.
С ростом новостроек на севере города в 60-е годы появилась необходимость в реконструкции трамвайной линии. Но решение о строительстве собственно метротрама пришло лишь в 1976 году. Дело в том, что Волгоград на тот момент не имел статуса миллионника. Следовательно, полноценное метро городу не полагалось. Тогда и всплыла замечательная идея запустить под землю трамвай. По замыслу проектировщиков, трамвайные составы при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов.
Запланированный подземный участок построили за восемь лет, и уже в 1984 году состоялось его торжественное открытие.
Станции
Линия скоростного трамвая состоит из 18 станций, три из которых называются «центральными» станциями. Остальные особенно ничем не отличаются от обычных трамвайных остановок.
Тракторный завод
Конечная, самая северная, станция. На ней находится северный разворотный круг линии метротрама, а также маршрута №9. Станция состоит из двух платформ двойной длины, так что одновременно может принимать четыре состава.
Хлебозавод
Наземная станция открытого типа на линии скоростного трамвая.
«Водоотстой»
Станция наземная открытого типа. Название получила от расположенного рядом здания предприятия «Водоканал».
Больница Ильича
Наземная станция открытого типа на линии скоростного трамвая.
«Баррикады»
Наземная станция открытого типа на линии скоростного трамвая. Название станция получила в связи с близким расположением к проходным завода «Баррикады».
14-я гимназия
Наземная станция открытого типа на линии скоростного трамвая.
Стадион «Монолит»
Наземная станция открытого типа на линии скоростного трамвая.
Завод «Красный Октябрь»
Наземная станция. Выход на пересечение проспектов Ленина и Металлургов.
Улица имени 39-й Гвардейской дивизии
С обеих платформ есть входы в подземный переход под проспектом Ленина, через который можно выйти на собственно улицу имени 39-й Гвардейской дивизии.
Площадь Возрождения
Открыта в составе первой очереди метротрама 5 ноября 1984 года. Наземная станция трамвая.
Центральный стадион
Открыта 5 ноября 1984 года в составе участка «Площадь Чекистов» — «Тракторный завод». Имеет выход на проспект Ленина и Центральный стадион.
Мамаев Курган
Наземная станция. Была открыта 5 ноября 1984 года в составе участка «Площадь Чекистов» — «Тракторный завод».
ЦПКиО
Станция открыта в 1984 году в составе первой очереди скоростного трамвая. Платформы рассчитаны как минимум на три вагона, а неиспользуемая часть отгорожена от путей.
ТРК «Европа»
Станция открыта в 2008 году.
Площадь Ленина
Открыта в 1984 году в первой очереди строительства. Станция имеет выход на одноимённую городскую площадь, в том числе к знаменитому дому Павлова. В нескольких минутах ходьбы от станции расположен музей-панорама «Сталинградская битва».
В отделке станции использованы мрамор и красный гранит, на полу выложен геометрический узор. На южной стене расположен витраж идеологического содержания.
Комсомольская
Запущена в 1984 году в составе первой очереди строительства. На станции один подземный вестибюль, оборудованный двумя эскалаторами.
В отделке станции использован розовый мрамор, стены путевого зала украшены декоративными вставками из латуни в виде стилизованных знамен.
Пионерская
Находится на мосту через пойму реки Царица. На станции один наземный вестибюль с северо-восточной стороны, и эта станция единственная в Волгограде, на которой вестибюль является наземным. Он расположен у начала моста и, таким образом, на пересечении проспекта Ленина с Краснознаменской улицей. Название свое станция получила в честь речки Пионерки (так коммунисты обозвали Царицу).
Практически вся площадь боковых стен занята окнами, которые разделены металлическими колоннами.
Площадь Чекистов
Конечная станция волгоградского метротрама. Следующая станция на линии «Пионерская». Эта конечная станция является временной. Кольцо расположено на склоне оврага, образованного поймой реки Царица, несколько ниже одноимённой площади.
Вторая очередь скоростного трамвая
Вторая очередь скоростного трамвая целиком расположена под землёй и проходит через Ворошиловский район и выходит на поверхность в Советском.
Маршрут второй станции трамвая состоит из трех остановок – «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка». В настоящий момент завершаются пуско-наладочные работы, и уже 15 октября планируется начать обкатку вагонов по этому пути.
Строительство этого путепровода началось еще в 1984 году. На данный момент все отделочные работы уже завершены. Протяжённость линии от площади Чекистов до Ельшанки более 4 километров.
Новые трамваи для второй очереди приобрели в Санкт-Петербурге. Сейчас закуплено уже семь новых трехсоставных трамваев. Новые вагоны включают в себя двустороннее расположение дверей и две кабины управления – в голове и в хвосте состава. По официальным данным, первое время на этом участке будут работать пока 9 вагонов. В дальнейшем их количество будет пополняться.
Станция «Профсоюзная»
Станция колонного типа, глубина заложения – 14 метров. Это полный аналог метрополитеновской станции «Комсомольская» в Москве. Расположена напротив Ворошиловского торгового центра. Вестибюль станции выходит в подземный переход под улицей Рабоче-Крестьянской, имеет 2 эскалатора. Сама станция отделана белым мрамором и серым гранитом.
Станция «ТЮЗ»
Станция односводчатого типа, напоминает станцию «Площадь Ленина». Глубина заложения станции – 12 метров. Вестибюль станции с широкой мраморной лестницей не имеет эскалаторов. Стены станции отделаны белым мрамором.
Станция «Ельшанка»
Конечная второй очереди скоростного трамвая. Станция расположена на правом склоне Ельшанского оврага. Вестибюль станции находится на поверхности, посадочные платформы – под землей. Наземная часть, вестибюль и платформы напоминают станцию «Пионерская».
Третья и четвертая очереди
Третья очередь намечена от станции «Ельшанка» до станции «Университет». Эта часть линии будет полностью надземной. Она будет иметь протяженность 7,24 км и включит в себя семь станций. Уже известно, что станции «Районная», «СХИ», «Тормосиновская», «Панфиловская», «231 микрорайон», «Госуниверситет» будут строиться по новой технологии — перегон от уже существующей станции. Это позволит вводить готовые станции в эксплуатацию, не дожидаясь окончания строительства объекта целиком.
Концептуально рассматриваются варианты строительства 4-й и 5-й очередей ― от центра города до жилого массива «Семь Ветров» и далее до района «Жилгородок» с выходом в поселок Гумрак и аэропорт. На севере города ― от ВГТЗ до Спартановки и алюминиевого завода, на юге ― от Госуниверситета до Красноармейского района. Таким образом, Волгоград должен стать первым российским городом, в транспортной системе которого главным элементом станет скоростной трамвай с подземными линиями в центре и наземными в других его частях.
Факты о Волгоградском метротраме
- На действующих подземных станциях обеспечивается высокий уровень сигнала сетей мобильной связи стандарта GSM.
- В подземке для трамваев предусмотрено только левостороннее движение, за счёт одностороннего расположения дверей в трамваях.
- Все остановки наземной части линии скоростного трамвая объявляются пассажирам как станции, хотя большая часть из них фактически не имеет принципиальных отличий от обычных трамвайных остановок.
- Ежегодные перевозки составляют около 50 млн. пассажиров.
Материал с сайта volgograd.ru