Примерное время чтения: 4 минуты
1266

Богородица на зоне. Волгоградские зэки рисуют иконы

Московский патриархат проводит конкурс среди заключенных иконописцев «Не числом, а смирением». В исправительных учреждениях Волгоградской области свыше 50 человек изъявили желание принять в нем участие. 24 лучшие работы отобрали в региональный финал. Руководство областного УФСИН вместе со священниками выберет две лучших иконы, которые будут представлять регион на всероссийском уровне.

– Уголовно-исполнительная система всегда акцентировала внимание на занятости спецконтингента, – говорит полковник внутренней службы Сергей Клюй. – Изготовление сувенирной продукции, например, давно имеет место. Федеральная служба исполнения наказаний давно работает с Русской православной церковью. В Волгоградской области много образованных, культурных людей. Иногда они попадают в места лишения свободы. Мы стараемся поддержать их умения.

Среди заключенных иконописцев нет ни одного профессионального художника. По условиям конкурса, нужно предоставить работу на деревянной доске. Краски готовятся на яичной эмульсии. Впрочем, из женской колонии поступил лик Христа, вышитый крестиком.

В женской колонии заключенная вышила крестиком лик Спасителя Фото: АиФ / Роман Мерзляков

Среди авторов религиозных произведений есть и двое мужчин, отбывающих срок за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

– Осужденные участвовали все на добровольной основе, по благословению батюшки, ­– уверяет начальник Отдела воспитательной работы с осужденными Александр Сарычев. – У нас 18 исправительных учреждений, и в каждом есть приход или молельная комната. Самостоятельно за такую работу браться нельзя, всё делается по канонам. Часть этих икон заберет батюшка и освятит, остальные вернем авторам.

Что-то подобное хотят придумать и мусульмане – мечети есть в четырех колониях. Но в исламе не поощряется изображение людей, поэтому там пока сложность с идеями.

Многие авторы не забывают оформить и оклад по всем правилам Фото: АиФ / Роман Мерзляков

Всех живописцев ждет поощрение: это может быть право на дополнительную посылку, свидание или положительная характеристика, а то и условно-досрочное освобождение. Средний возраст у них довольно молодой: 28 лет. Некрещеных к иконописи не допускают.

– Люди больше узнают об иконе, стремятся узнать правильность написания, – комментирует благочинный отдела тюремного душепопечительства Волгоградской епархии Андрей Горячев. – Была беседа с каждым, кто брался за дело в первый раз. Православные понимают, как надо подходить к процессу. С постом при этом сложнее: в тюрьме чем накормят, тем человек и питается. Но от негативных мыслей надо отстраняться. Рамки зависят от человека. Многие пробуют, спрашивают разрешения. Это, конечно, копии известных икон. Ставились образцы, с которых и писали. Есть ведь каноны: чтобы нимб, надписи были правильно написаны, как и много веков назад. Если встречаются отхождения, это уже церковная живопись, а не икона.

Это уже церковная живопись, а не икона Фото: АиФ / Роман Мерзляков

По словам священника, главный критерий оценки – визуальный. Причем, это не просто «красиво». Основное назначение образа – он должен подходить для молитвы. Если лик помогает молитве, значит, работа хорошая.

Кстати, для зэков знание основ церковной живописи оказывается полезным. Так, в 26-й колонии отремонтировали тюремный храм. Человеку, расписывавшему церковные стены, после освобождения предложили работу: ремонт ведь надо делать и в других храмах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах