Как его только не называли: «горбатый», «ушастый», «Чебурашка», но владельцы сходятся в одном – в СССР равных «Запорожцу» по доступности и проходимости автомобилей просто не было. И сегодня настоящие поклонники этой марки далеко не дедушки, а молодые люди, всерьез увлекающиеся автомобилестроением и реставрацией машин. Вместе с ними мы насчитали пять причин, по которым советский «Запорожец» лучше иностранного «Лексуса».
1. Расход топлива
Дорогие большие иномарки типа «Лексуса» ездят только на бензине высокого класса, при этом расход топлива на 100 км у них составляет от 16 до 19 литров. Согласитесь, в условиях постоянно дорожающего бензина не очень экономично. В отличие от «Лексуса», «Запорожец» «ест» всего-навсего 6,5-8,5 литров на 100 км пути и ездит на бензине самого низкого качества – АИ-80. Единственная проблема, что такое топливо редко продают на современных автозаправках.
«Такие АЗС есть, но по 1-2 на район, – говорит владелец «Запорожца», член волгоградского ретроклуба Максим Скубицкий. – Стоит такой бензин 26-27 рублей за литр. Вообще изначально «Запорожец» рассчитан на 66-й и 72-й бензин, но так как сейчас нет даже 76-го, приходится ездить на 80-м. Он, к сожалению, тоже постепенно исчезает из оборота в связи с новыми требованиями к экологичности. На 92-м эти автомобили уже не могут ездить без существенных вмешательств в конструкцию двигателя».
2. Компактность
Габариты «Запорожца» весьма скромные, в отличие от «Лексуса», в котором, кажется, могло бы поместиться два таких автомобиля. Он занимает меньше места на парковке и на дороге, не мешает и не раздражает других автомобилистов.
«Вместе с тем удачная компоновка (двигатель на ведущей оси) вкупе с плоским днищем и конструкцией подвески придают автомобилю характеристики внедорожника, – говорит Максим Скубицкий, – именно за это «ЗАЗ» так полюбился многим рыбакам и грибникам. К тому же, «Запорожец» внутри больше, чем кажется снаружи. Несмотря на внешнюю миниатюрность, в нем могут относительно комфортно умещаться четыре человека».
3. Маленький вес
«Запорожец» – очень легкий автомобиль, что позволяет ему без проблем преодолевать неприятности на дороге. Будь то ямы, грязь или кочки. Конечно, на проселочной дороге у «Лексуса» тоже отличные характеристики, но если вдруг этот автомобиль все-таки увязнет, вытащить его без помощи специальной техники будет затруднительно.
«У «Запорожца» высокая проходимость, – говорит поклонник этой марки, член волгоградского ретроклуба Леонид Гулевский, – расстояние от земли до нижней точки на кузове – 19 см, а это очень прилично для легкового автомобиля. Он создавался именно под сельские условия эксплуатации, поэтому на «Запорожце» можно с большой скоростью передвигаться по просёлочной дороге: все неровности проглатывает подвеска, а от опасности застрять в грязи спасает легкий вес».
4. Доступная эксплуатация
Починить «Запорожец» можно самостоятельно благодаря простоте конструкции и отечественному производству комплектующих деталей. Большинство автомобилей этой марки, которые сейчас на ходу, владельцы восстановили собственными руками, чего уже точно нельзя сделать с «Лексусом». На сумму, которую придется выложить, чтобы отремонтировать автомобиль такого класса, можно приобрести сразу несколько «Запорожцев».
«У этого автомобиля есть душа, – считает Максим Скубицкий. – Практически каждый, у кого есть «Запорожец», искренне считает его своим другом, верным товарищем, членом семьи, а не просто утилитарным транспортным средством».
«А мне он очень сильно поднимает настроение, – добавляет Леонид Гулевский, – и не только, когда я езжу на нем, но и когда просто провожу с ним время, ремонтирую что-нибудь. Я не чувствую усталости, а получаю удовольствие от работы».
5. Экстравагантность
Сегодня удивить кого-либо «Лексусом» крайне сложно, а вот яркий, отреставрированный «Запорожец» привлекает внимание на дороге.
«Я испытываю невероятную гордость, потому что при виде «зазика» на дороге, все начинают мне махать и улыбаться, – говорит Леонид Гулевский. – Автомобилисты приветственно сигналят, показывают поднятый вверх большой палец и всегда уступают при перестроении. Особенно приятно участвовать в различных выставках и пробегах, когда на тебя смотрят тысячи людей. Да, безусловно, они сначала смотрят на автомобиль, но ведь собрал его собственными руками я. За то, что он приносит радость людям, я и люблю «Запорожец»».