Профессия на выбывание

   
   

Подход к корове

Еще пятьдесят лет назад профессия доярки была самой популярной на селе – о них слагали стихи, снимали фильмы, им посвящали песни. Образ сбитой, румяной – «кровь с молоком», девушки в косынке был овеян славой и романтикой. И почти каждая деревенская девочка, с малых лет ухаживавшая за коровами, твердо знала, что еще пару лет и она сменит в колхозном коровнике свою мать

В сегодняшние дни, кто такая доярка и зачем она нужна, знает далеко не каждый ребенок. Да и профессии такой уже нет, вместо доярок теперь - «операторы машинного доения».

Но суть от этого не поменялась: тяжелый труд легче не стал, на них по-прежнему держится вся молочная отрасль. Хотя эта отрасль животноводства становится все убыточнее. С каждым годом количество коров в нашей области уменьшается сразу на несколько тысяч, и вполне возможно, что через несколько лет профессия доярки и вовсе исчезнет, как стерлись из нашей памяти кузнецы, косари и трубочисты.

Сегодня доярок в Волгоградской области наберется от силы пару сотен. На сегодняшний день лучшая из них – Дилорам Худоярова из села Червленое Светлоярского района. В прошлом году она вышла в финал и заняла третье место в конкурсе операторов машинного доения по всему ЮФО.

Дилорам стала местной звездой – к ней поехали журналисты со всей области: о ней писали газеты, ее показывало телевидение. Она рассказывала, что главное в ее профессии – любить животных и уметь быстро управляться с переплетениями доильных аппаратов. За кадром оставались тяжелая лямка матери-одиночки двух детей, три часа в сутки на сон и почти круглосуточная работа

.АиФ:Тяжело ли с коровами работать?

   
   

Дилорам Худоярова:  Да нет, просто к каждой подход свой нужен: на какую прикрикнуть нужно, а какую – приласкать. – Смущенно прячет лицо Дилорам. Под глазом – синяк. – Да это так, рабочая травма – корове вчера стала на вымя аппарат цеплять, так она, зараза, лягнула. Да это ничего, бывает, нас часто и рогами бодают, и копытами бьют. До переломов не доходило, но кровоподтеки просто жуткие бывают.  

На сон – три часа

Работать на ферму Дилорам пришла в середине 90-х – тогда и доить еще приходилось руками. От напряжения натруженные пальцы распухали и болели. Потом руки доярки заменил машинный аппарат. Но режим работы нисколько не изменился.

На ферме нужно быть уже к 3.30 утра – вне зависимости от времени года. За одну смену Дилорам успевает обслужить больше 40 коров: обмыть вымя, прикрепить аппарат, отсоединить аппарат, оттащить ведро с молоком и перелить в большую флягу. В зависимости от времени года каждая корова дает литров по 35. На своих руках доярки перетаскивают почти полторы тонны молока.

На конкурсе Дилорам со своей задачей справляется за 5,5 минут. Сколько в реальной жизни уходит времени на обслуживание одной коровы доярка не знает – удивляется, задумывается и смеется над вопросом – не считала, говорит, никогда – все некогда. Голова забита совсем другими мыслями: как детей накормить, одеть, воспитать. Первая часть забот на ферме заканчивается к половине восьмого.

--А потом уже галопом домой бежать приходится - младшего дитя в первый класс провожать. Потом – дома нужно убираться, печку топить, а там глядишь – уже и второго пора в школу отправлять, а младшего встречать. – Скороговоркой, как заученную считалочку, перечисляет Дилорам. -- В магазин сбегала – надо готовить кушать, стирать. В 14.30 снова на ферму, опять коров доить. Домой в восемь вечера прихожу. Пока уроки со всеми сделаешь, пока спать уложишь – время уже полночь. А в три – снова вставать.

И так каждый день. Без выходных. Без праздников. Без отпусков. Круглый год. Что такое отдыхать Дилорам не знает. Основное развлечение – выкроить час-два между домашними хлопотами и фермой на телевизор. Посмотреть новости, да какое-нибудь ток-шоу. Вот и все развлечения. Ну, разве что еще соревнования.

Жизненно необходимая победа

Дилорам не скрывает – главный стимул победы в конкурсах – это призовой фонд. Приходится побеждать

-- За победу в районных конкурсах можно до 5 тысяч рублей получить, в областных – до 20. Вот и за третье место по ЮФО мне тоже 20 дали. – Перечисляет Дилорам. – Пусть не большие деньги, но мне в помощь: вот на последние призовые дрова и уголь для печки на зиму закупила. Да корм животным – дорожает все просто как на дрожжах.

Сейчас Дилорам вместе с детьми ютится в съемном малюсеньком бараке – говорит, раньше сарай был, а по нынешним временам - вполне сносное жилье. Своего дома у нее нет: так после развода и скитается по съемным углам. Зато у сарайчика есть небольшой участок земли – женщина уже знает, в каком углу летом посадит картошку, где будут морковь и огурцы.

Зарплата у современной доярки – даже смешно говорить. Зато – натуральные продукты из собственного подворья: молоко, масло, творог. Этой зимой пришлось бы совсем туго если бы не свиньи: из 6 свиней осталось все три. Тем семья и кормилась.

Вся свободная наличность уходит на детей – на игрушки, детскую одежду и сладости детям. На излишки, говорит Дилорам, не хватает. К излишкам она относит вещи для себя и компьютер, о котором уже несколько лет просят дети

--Уехать отсюда? – удивленно вскидывает глаза Дилорам. – Куда я поеду? Да и делать я больше ничего не умею. Но изо всех сил будут стараться, чтобы дети мои не на ферме работали.  

Смотрите также: