Выживут не только танки? В Волжском нашли уникальную мозаику времен СССР

Центральный вход здания, где на стене было скрыто панно, украшен фризом из мозаик. © / предоставлено Еленой Кочневой

То, что происходит сегодня в волжском центре «Юность», его директор Елена Кочнева иначе как чудом не называет. Во время ремонтных работ, которые здесь затеяли, электромонтажники заметили – из-под штукатурки проглядывает мозаика. Тогда они еще не знали, что им открылось утраченное произведение известного автора множества витражей, росписей и рельефов, монументалиста по призванию Геннадия Черноскутова. Его мозаичные панно и сегодня украшают многие здания Волгограда и Волжского, однако многие же исчезли. Кто и почему скрыл под штукатуркой масштабное мозаичное полотно мастера и можно ли его вернуть людям, выяснял vlg.aif.ru.

   
   

По восточным мотивам

По происхождению Геннадий Черноскутов не волжанин – он родился в тогда еще союзной республике Узбекистан в городе Фергане. Не исключено, что его мозаики – оттуда, из восточного детства. Но большую часть своей жизни он прожил в Волгоградской области, в городе, возведенном вместе с Волжской ГЭС, и сам уже считал себя волжанином.

Его творческий путь был успешен со студенческих лет, когда по его проектам выпускали изделия на Гусевском хрустальном заводе, которые экспонировались и на российских, и на зарубежных выставках. Но его влекло к крупным формам. И, перебравшись в Волжский, он почти полностью занялся монументальным искусством.

Когда в 1980-х в Волжском решено было построить кинотеатр «Юность» – с использованием самых передовых инженерных и архитектурных технологий – его художественное оформление поручили Геннадию Черноскутову. Тогда и было создано мозаичное панно «Кино», разместившееся в большом фойе, а также 17 картин, на которых художник изобразил сцены из самых популярных тогда фильмов.

Историю – на свалку

Кинотеатр принял первых зрителей в 1983 году.

«Это было действительно уникальное сооружение в комплексе с которым был возведен бассейн. Между кинотеатром и бассейном так была налажена система естественной вентиляции воздуха, что в жаркие дни волжане могли отдохнуть в его прохладе. В настоящее время бассейна уже нет, но на его месте создали фонтан. А в здание кинотеатра в 1990-х пустили арендаторов», – рассказывает директор центра «Юность» Елена Кочнева.

 

В начале 2000-х мозаика еще радовала горожан. Но году в 2004-м арендаторы затеяли ремонт и решили, что «кляче истории», а с ней и творению Геннадия Черноскутова, не место в модернизированном пространстве. Мозаика не вписалась в формат построенной здесь стены из красных кирпичей. Тогда-то ее и решили заштукатурить. Геннадий Черноскутов этого не увидел – он скончался в январе 2003 года.

   
   

Волжане о мозаике постепенно забыли. Сегодня, узнав о находке, некоторые из них эмоционально высказываются, что тем, кто скрыл за штукатуркой такое произведение искусства великого мастера, руки бы оторвать. И пытаются вспомнить, кто 20 лет назад арендовал здание, чтобы пригвоздить их к позорному столбу.

«Не думаю, что стоит этим заниматься, ибо, как было сказано, имя им – легион. И так поступали не только арендаторы «Юности». В здании кинотеатра «Родина», где сегодня размещается Волжский драматический театр», по вине арендаторов случился пожар. Сгорело полотно, украшающее холл второго этажа, были повреждены другие картины кисти Геннадия Черноскутова. Когда волжане, узнав о драматических событиях, пришли, чтобы увидеть, что осталось от здания, они нашли эти картины обгоревшими на соседней свалке», – вспоминает Кочнева.

«Должно быть гладко»

Сегодня этих гостей города в Волжском уже нет – они уехали на родину, в другие регионы нашей страны, в другие страны. Им нет и не было дела до истории города, до его культурного наследия. И странно было бы спрашивать с них сегодня за уничтоженное в те годы. Но странно и другое – уже в наши дни, в 2019 году, когда начался ремонт волжской больницы Фишера, было безжалостно уничтожено другое мозаичное панно Геннадия Черноскутова – «Люди в белых халатах», украшавшее стены этого медучреждения с 1977 года.

Фрагмент мозаичного полотна "Люди в белых халатах" Фото: Администрация Волгоградской области

Власти тогда поясняли – в соответствии с современными требованиями, поверхность стен в больницах должна быть гладкой и легкодоступной для уборки и обработки дезинфицирующими средствами. Художественное произведение этим требованиям не соответствует. Потому оставить его в интерьере медучреждения нет никакой возможности.

Тогда же было обещано – мозаику аккуратно демонтируют, упакуют и сохранят, чтобы ее можно было восстановить в другом месте. Однако в мае 2022 года из сообщения в соцсети волгоградской активистки Оксаны Бабижаевой стало известно, что мозаика попросту исчезла. Из больницы ее вывезли, до городской администрации, которой должны были передать на хранение, не довезли.

Мозаику демонтировали, упаковали - и она пропала. Фото: Администрация Волгоградской области

«В этом городе выживут только танки… 105 метров произведения искусства… Как??? Просто «потерялось». Что же ты оставишь после нас, земля ты моя волгоградская? Кровь, кости и танки?», – эмоционально писала активистка в соцсети.

А вокруг – тишина

Сын Геннадия Черноскутова, художник Олег Черноскутов, подтверждает – полтора года назад у него был разговор с главврачом больницы Фишера, который предлагал ему восстановить мозаичное панно «Люди в белых халатах», но не в здании, а на территории медучреждения.

«Это мог быть интересный вариант. Но с тех пор – тишина, к этому разговору мы не возвращались, никаких предложений мне больше не поступало. Что касается демонтированной в больнице мозаики, с ней ничего уже нельзя сделать – смальту, которую скололи вместе с бетоном со стен, невозможно очистить. Панно можно только создать заново», – поясняет Олег Черноскутов.

Мозаичное панно в "Юности" освобождают от штукатурки. Фото: предоставлено Еленой Кочневой

Что касается восстановления мозаики в «Юности», то относительно этого полотна у художника более благоприятные прогнозы.

«Шанс восстановить это панно есть – было бы желание. Недостающие кусочки смальты (цветное непрозрачное стекло, из которого создают мозаику. – Ред.) можно приобрести, ее производят сегодня несколько российских предприятий. С технической точки зрения проблем быть не должно», – считает Черноскутов.

«Хорошее слово – меценаты»

Оценить масштаб повреждений панно и предстоящей работы по его восстановлению Олег Черноскутов планирует 6 марта – к этому дню рабочие уже полностью очистили стену от штукатурки.

«На сегодняшний день уже видно, что гипсовая штукатурка полностью забила пазы между смальтой, и это может стать первой сложностью. Будем надеяться, что преодолимой», – делится Елена Кочнева.

Желание восстановить первозданный вид большого фойе здания у нее есть, и огромное. Тем более что с января 2023 года в «Юности» работает современный кинозал, и панно, как и сохранившиеся 17 картин по мотивам известных советских фильмов, были бы здесь как нельзя кстати. Но директор центра также понимает – кроме желания для реставрационных работ нужны средства.

Еще одно мозаичное панно Геннадия Черноскутова в Волжском. Фото: предоставлено Еленой Кочневой

«Косметический ремонт мы смогли начать только потому, что общественная организация «Школа социальной активности» выиграла грант, заявив о создании добровольческого центра «Молоды душой» для волжан старшего возраста. Сейчас, когда в ходе ремонтных работ было обнаружено уникальное панно, они согласовывают возможность потратить эти средства не на заявленное оформление стены, а на восстановление мозаики», – поясняет директор.

Сотрудников центра уже поддержали земляки из пятого округа Волжского – принято решение заявить о проекте реставрации панно в рамках конкурса инициативного бюджетирования в номинации «Восстановление исторической памяти». Они надеются на поддержку всех волжан при голосовании.

«Раньше было хорошее слово – меценаты. Возможно, и в наши дни найдутся люди, которые готовы будут поддержать возрождение истории Волжского», – надеется Кочнева.

Вложенные средства могут и окупиться – например, если организовать туристический маршрут по мозаикам Геннадия Черноскутова в Волжском, а возможно, и в Волгограде, где многие здания также украшают его работы.

Еще один объект культурного наследия в Волжском, требующий восстановления - мортуарий. Почему уникальное строение - единственное в России - оказалось заброшенным, читайте в нашем материале.