«Вчера сын похвастался, что заработал 20 рублей. Когда удивленно спросила, каким образом, то признался, что продал свою игрушку. Как на это реагировать? Хорошо это или плохо?», - в недоумении жалуется мама третьеклассника. С ситуацией, когда у ребенка появляются первые личные деньги, рано или поздно сталкиваются все родители. Но не все, к сожалению, уделяют этому событию должное внимание. Ведь отношение к финансовой стороне жизни, как и к другим ее областям, закладывается в детстве. Как реагировать на такую самостоятельность, «АиФ-Волгоград» попытался разобраться вместе с психологом и состоявшимися предпринимателями.
Торгаш или альтруист?
Стоит за поступками юных бизнесменов жадность, либо же «предпринимательская жилка» дает знать о себе так рано? Чтобы разобраться в этих вопросах, надо понять мотивацию - что движет ребенком.
Вот реальная история. В далекие 1990-е на одной из улиц Волгограда часто можно было встретить ученика начальной школы. Мальчишка каждую субботу тащил за собой раскладной охотничий столик и синий выцветший рюкзак. Здоровался с бабушками, продававшими на рынке яблоки и петрушку. Пробовал семечки и многозначительно рассуждал: «Сегодня пережарила, теть Маш…». Потом раскладывал на свой столик старые книги, журналы и поделки из проволоки и начинал торговать. Бизнес процветал, пока маму не вызвали в школу, после чего юного продавца наказали на месяц. «Зачем я это делал? – говорит тот выросший мальчик, а ныне успешный директор строительной фирмы, предприниматель Денис Шумаев. – Время было тяжелое, хотел помочь родителям».
Мотивация «хотел помочь маме с папой», «не хотел просить у вас денег, собирал на подарок (маме, папе, братику, себе)», «поставил цель накопить на что-то», - это прекрасно и заслуживает уважения, а не беспокойства. Но бывает, увы, и по-другому.
«Если ребенок начал что-то продавать и иметь в наличии свои деньги, беспокоиться все же стоит, - считает детский психолог Наталья Перфильева. - Причиной могут послужить школьные проблемы, например, «вытягивание» денег старшими у младших. Второй неприятный факт - когда школьник продает что-то ради самого факта продажи, а не ради имеющейся цели. Получил деньги за ерунду, также на ерунду потратил. В этом случае может появиться чувство доступности денег: «Я не затратил усилий, я не покупал эту игрушку, но я продал и получил легкие деньги!» Это очень опасная мотивация для ребенка, которая может перерасти в обесценивание как труда родителей, так и труда в целом. Забрал без спроса вещь - без спроса продал. А ведь брать без спроса - это воровство».
Бывает, что ребенок продает домашние вещи ради коллекции - фигуркок из «Звездных войн», к примеру. В этом случае психологи советуют объяснить ему принцип обмена с друзьями и знакомыми: «он тебе - мастера Йоду, ты ему - Дарта Вейдера». Организуйте этот процесс, помогите ребенку понять, что есть альтернатива продаже и чистым деньгам.
А можно показать ребенку ценность денег и вещей другим способом.
«Соберите все ненужные игрушки и договоритесь о визите в дом малютки или интернат, - предлагает Наталья Перфильева. - Посетите его с ребенком и подарите детям кукол, мишек, конструкторы. Таким образом вы покажете ценность доброты, отдачи, милосердия. Поговорите по дороге домой: «А чтобы ты купил на карманные деньги? Конфеты, сладости, кока-колу? Ты сейчас сделал такое доброе дело!» Так вы дадите ребенку понять, для чего на самом деле нужны средства: не живот свой баловать, а правильно распоряжаться».
Честные деньги
Если ребенок продал вещи, на которые не заработал сам - это плохо, поясняет психолог. Но на то и существуют взрослые, чтобы показать, как надо. Объясните ребенку, что если он хочет денег, хочет торговать, то пусть продает что-то, сделанное своими руками.
«Лет в девять я торговал всем, чем мог, - вспоминает владелец сети автомастерских в Волгограде Александр Васильев. - Это были 80-е годы, и я продавал…жеваные мной жевательные резинки! Каждую по 2 копейки. И покупали! Потом продавал марки из своей коллекции, которые имели дубликат. А потом мой дед сказал: «Мужик так не зарабатывает, руками своими создай, а потом деньги за это с чистой совестью получи!» И я стал делать обложки для книг при помощи клеенки и утюга, потом еще что-то творил, увлекся радио, продавал запчасти. Как видите, получил хороший урок и кем-то, но стал!»
Определитесь с ребенком, что он умеет: вышивать, шить мягкие игрушки, делать браслеты из резинок и бисера. Помогите установить приемлемую, «детскую» цену - например, в пределах 50 рублей. Если другой ребенок из класса попросит у мамы на браслет, сделанный одноклассником, родитель, вероятно, не откажет. Но пусть покупка происходит дома у ребенка. Это важно, ведь школа - не магазин и не рынок.
Как заработал, так и поел
У ребенка не должно быть «легких денег». Люди, с детства знающие цену деньгам, умеют их честно добывать и грамотно распоряжаться ими в будущем. Сын или дочь хотят новенький смартфон? Пусть зарабатывают, а не клянчат с истериками у родителей.
«Я выросла в небольшом городке, - рассказывает Светлана Деревянкина, - у меня были очень трудолюбивые родители, в семье был достаток, но… если мы с сестрой хотели чего-нибудь особого, нам говорили: «Идите и работайте!».Я с пятого класса жарила пирожки, брала рыбу, яблоки и неслась летом на остановку поездов. Белобрысая такая девчонка бегала с подносами: «Вкуснееееейшие пирожки, налииииивные яблочки!» Продавала все за два часа и бежала опять домой опять за провизией. Я знала, за что я получала деньги. Отец учил меня: «Как заработала, так и потратишь!». Действительно, кровно заработанные на чепуху тратить было жалко. Так мы с сестрой купили свой первый компьютер. Родители, конечно, добавили. Сами покупали подарки бабушкам. Это такое отчаянно прекрасное чувство! Где я сейчас и кем стала? Я уехала учиться за границу, закончила два престижных ВУЗа по высшей экономике и ведению бизнеса. Работаю в крупной компании, думаю о своем деле».
Психологи не могут дать однозначного ответа: хорошо это или плохо, если ваш ребенок хочет торговать. Раньше, еще под давлением советских ценностей, такая деятельность однозначно осуждалась обществом. Но сейчас совсем другое время – время денег. И если ребенок не нарушает моральных норм при заработке - не ворует, делает все честно, то не мешайте ему, помогите реализоваться. По возможности привлекайте к работе в своей компании, включите в программу трудоустройства подростков. Кто знает, может у вас вырастет Стив Джобс?