Сказки – это нечто большее, чем просто развлечение для детей. В этих поучительных историях зашифрованы обычные жизненные ситуации. Специалисты по сказкотерапии говорят, что в хорошей сказке очень много жизненных уроков, изложенных в понятной детям форме. Именно поэтому важно не просто читать с ребенком сказку, а анализировать ее. О том, как сказки могут помочь в воспитании детей, рассказала психолог «Центра психического здоровья детей и подростков» Наталья Безменова.
Сказка – ложь, да в ней намек
По словам Натальи Безменовой, чтение правильной сказки в нужный момент может помочь ребенку адаптироваться к непривычной для него ситуации. Например, если ребенка не принимают в коллективе, то ему можно рассказать сказку «Гадкий утенок».
«Или другая ситуация: ребенок боится своей учительницы, думает, что она злая, – говорит специалист. – В этом случае поможет сказка про Бабу Ягу. Мы привыкли воспринимать этого персонажа как злого, но на самом деле она кого-то наказывает, а кому-то она может и помочь. Баба Яга дает испытание герою, он проходит его и получает новые качества. С одной стороны, она его вроде наказывает, а с другой стороны, она его научила быть более терпеливым или более смелым и т.д. И Бабу Ягу можно поблагодарить за урок. Сочините с ребенком сказку о Бабе Яге, сюжет которой будет ему близок. А в конце Баба Яга окажется, например, заколдованной и не такой злой».
Маленьким детям надо читать маленькие сказки с простыми сюжетами. Это связано с их способностью воспринимать информацию по времени и по содержанию. От длинной сказки малыш быстро устанет. Дети в возрасте 3-4 лет любят не только слушать сказки, но и сочинять их. Особенно, если сказка про него самого. Подростки же, если у них есть потребность в сказочных сюжетах, сами найдут их в том же «Гарри Поттере» или «Властелине Колец».
Мультик сказку не заменит
Современные родители часто вместо чтения с ребенком сказки включают ему мультик. По словам психолога, не стоит совсем отказываться от книг.
«Выбор между чтением или просмотром – это вопрос взаимодействия родителей и ребенка, – говорит Наталья Безменова. – Ведь чтение – это личный контакт, это ваше время с ребенком. Рассказывая малышу сказку, вы на что-то обращаете внимание: «Вот видишь, какой хороший/плохой мальчик». Способен ли на такой контакт телевизор? Сомневаюсь. Если делаете выбор в пользу мультика, то лучше не включать его и уходить, а смотреть вместе с ребенком и точно так же комментировать».
Выбирая сказку или мультик для ребенка, важно подумать, а чему учит этот сюжет. Например, мультик типа Тома и Джерри, где на персонажей постоянно что-то сваливается, а после этого они вскакивают и бегут. Когда ребенка нужно учить тому, что есть действия, которые могут навредить его здоровью или жизни, такая нереальность сюжета в мультике только навредит.
Психологам многое может сказать о ребенке его любимая сказка. Если малыш раз за разом просит маму или папу читать одну и ту же историю, то родителям стоит спросить у него, что именно ему нравится в этой сказке.
«Как правило, детям нравится герой, – говорит Наталья Безменова. – Либо у персонажа есть близкие ребенку качества, либо качества, которых малышу не хватает. Если детям нравится отрицательный персонаж, то это повод задать вопрос, почему. Возможно, потому что он страшный и его все боятся. Возможно, ребенка кто-то обижает, и он решил, что ему надо быть злым и страшным, чтобы исправить ситуацию. Внимательные родители, которые видят такие проявления, могут обратиться за помощью к специалисту».
Уроки, которые заложены в сказках, полезны не только для детей. О многих из них следует почаще вспоминать и взрослым.
«Практически во всех русских народных сказках есть камень распутья, от которого всегда уходит три дороги. Это учит нас тому, что нет ничего однозначного, – считает специалист. – Когда человек сталкивается со сложной ситуацией в жизни, он всегда выбирает «из двух зол меньшее». А ведь всегда есть третий путь, дороги ведь три. И каждая дорога связана с потерями и сложными испытаниями. Но, пройдя через это, мы приобретаем опыт».
Чему учат известные сказки?
«Красная шапочка»
Сюжет можно трактовать как некую встречу женского и мужского. Особенно полезно прочитать о встрече с мужским персонажем, который может быть агрессивным, девочкам-подросткам.
Но эта история полезна и для мам подрастающих девочек. Многие мамы боятся, когда у дочери появляется молодой человек. Иногда мама пытается запретить и оградить, усиливает контроль, чтобы не дай бог ничего не произошло. И они даже боятся говорить о том, что может произойти. А может случиться половой контакт у дочери. И с этим у мам связано большое количество страхов: она еще маленькая, возможна беременность. Прежде чем отправить Красную Шапочку в дорогу, ее мама рассказала ей о тех опасностях, с которыми она может столкнуться. Мамы должны помнить, что девочку можно напутствовать, с девочкой можно об этом говорить, говорить о рисках, проговаривать ситуацию. Ведь бывает, что мамы вообще не говорят об этом с дочкой.
«Теремок»
Эта история о взаимодействии, навыках совместного проживания. Что бы могло помочь всем героям сказки? Мог ли вообще медведь поселиться в теремке? А может, он хотел быть принятым в общество, его оттолкнули, и он обиделся? Что может произойти, если ты руководствуешься обидой? А могли бы остальные жители теремка договориться с медведем? Может они бы построили новый большой дом с его помощью? Эта история учит тому, что надо договариваться. И показывает, к чему приводит упрямство.
«Курочка-ряба»
В жизни могут встречаться неожиданные подарки, и мы можем быть не всегда к ним готовы. Курочка преподнесла деду и бабе золотое яйцо, но они были обычными людьми и не поняли, что это такое. Когда они все-таки разбили яйцо, курочка сказала, что даст им тот дар, который действительно нужен в данный момент – простое яйцо. Это история о чувстве меры. Надо брать от жизни, то, что тебе действительно нужно, потому что только этому ты можешь найти правильное применение. Иногда ведь сваливается на людей неожиданное богатство. Но люди, выигравшие в лотерею, редко умеют правильно рапорядиться деньгами.
«Репка»
Это история о том, как важно делать все вместе, ведь даже самая маленькая помощь может оказаться важной. Ребенку после прочтения этой сказки можно сказать: «Видишь, как мышка помогла всем? Даже ты, малыш, можешь помогать маме и папе. Без тебя в нашей семье вот это и вот это было бы невозможно». Так вы обозначаете ребенку степень его важности в семье. Очень часто встречаются ситуации, когда ребенок растет в семье как не очень значимый персонаж. И только в подростковом возрасте ему начинают предъявлять какие-то требования, говорить, что он кому-то что-то должен. И это происходит не поэтапно, а вдруг, и поэтому ребенок протестует.