Виной цены на топливо? Почему перевозчики зерна бастуют на юге России

Зерновые деньги текут ручьем, но кому? © / пресс-служба Россельхознадзора

   
   

Владельцы грузовиков, перевозящих сельхозпродукцию, требуют навести порядок в этой сфере. По словам водителей, их вынуждают работать с перегрузами.

Арифметика рейса

В акции участвуют водители Ростовской, Волгоградской, Воронежской области, Краснодарского и Ставропольского края.

«Остановилось до половины погрузок. Водители приостановили свои рейсы из элеваторов в экспортные порты и терминалы Азовского и Чёрного моря», - отмечает оргкомитет акции. 

«Проблема действительно очень серьёзная и замалчивать её дальше нельзя, - считает президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин (Санкт-Петербург). - По моим данным, в акции, которая пока не завершена, наравне со всеми участвуют и волгоградцы. Суть проблемы такова: зерно перевозится автотранспортом с трёх-четырёхкратным превышением допустимой массы машины. Перегруз - это угроза и состоянию дороги, и безопасности движения. Такой транспорт уязвим для серьёзных аварий практически в любое время, а не только зимой, когда на наших дорогах традиционно непростая обстановка. Получается парадокс - сейчас акцию проводят, приостановив рейсы, именно законопослушные водители, которым попросту надоел беспредел на рынке автоперевозок зерна».

Перегруз - мера незаконная, но вынужденная. По данным экспертов, тарифы на автоперевозки упали за пару лет на 10-15% и одновременно цены на топливо поднялись на 20% и более. 

По словам Матягина, трейдеры (крупные продавцы партий зерна. - Ред.) сейчас предлагают тариф на перевозку в размере не более 1,4-1,5 руб. за килограмм зерна. При такой цене выручка за перевоз зерна от Волгоградской области до портов в Тамани и Азова составит 50-60 тыс. руб. за рейс. При этом только расходы на топливо составляют не менее 40  тыс. руб., также необходимо заплатить за «Платон» - это ещё 2 тыс. руб. Рейс длится 3-4 дня, в течение которых водителю надо где-то есть, платить за стоянку, плюс зарплата, налоги и прочие расходы. 

   
   

Борьба с тенью

«С трёхкратным перегрузом, отстегнув контролёрам на каждом посту по 2-3 тыс. руб., ещё можно добиться какой-то рентабельности, но это прямое нарушение законодательства, - говорит Матягин. - Только что я беседовал с одним из дальнобойщиков из Ставрополья. Он утверждает: на любых трассах вашего Волгоградского и Астраханского регионов, заплатив контролёрам весового контроля и постам ДПС, можно спокойно проехать с перегрузом. По-другому ведут себя полицейские на дорогах лишь в Чеченской Республике. Туда с перегрузом не проехать в принципе - нарушителя тут же развернут обратно». 

К слову, ассоциация «Грузавтотранс» уже направил обращения о ситуации с перевозками зерна президенту, премьер-министру, главам Минсельхоза, Минтранса, ФАС и Генпрокуратуры. 

«Дело даже не в низких тарифах, их пересмотреть легче всего, - убеждён Матягин. -  Главное, чтобы всеми участниками рынка стали наконец-то соблюдаться законы. Не должны прятать голову в песок и региональные власти.  Например, и в Волгоградском регионе, и в Саратовском сегодня активно реконструируют автомагистрали, строят планы по сотрудничеству с федеральным центром по реконструкции местной сети автодорог. Но если ситуация с коррупцией, с вынужденными перегрузами фур и грузовиков на наших дорогах останется прежней, никакие вложения огромных средств в дороги ситуацию не спасут. Дороги разобьют и приведут в ужасающее состояние за один-два сезона. Поэтому государственное мышление демонстрируют именно участники забастовки - они хотят и безопасных дорог, и нормальных условий, перспектив работы». 

«Нужно смотреть на проблему шире, - убеждён известный фермер и общественник из Иловлинского района Андрей Прошаков. - Зерновой рынок пока что у нас теневой в масштабах страны. Собирают с полей и помещают на хранение одно количество зерна, а в отчётности пишут совсем другие цифры. Такая же «двойная бухгалтерия» существует и в сфере транспортировки. Пока государство решительно не вмешается в эту систему, не разберётся с коррупционными схемами реализации, дело с мёртвой точкой не сдвинуть».   

Между тем, как отметили в пресс-службе Минсельхоза РФ, там «совместно с Минтрансом рассматривают меры по решению ситуации». 

Смотрите также: