Бизнес «убегает»? Что мешает предпринимательству в Волгоградской области

Проблема нестационарных торговых объектов - федеральный тренд. © / Олеся Ходунова / АиФ

На что чаще всего жалуются предприниматели? Что в рейтинге «препонов» предприниматели ставят на первое место? На эти и другие вопросы ответила Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова.    
   

Почему арестовывают счета?

Лариса Шемерет, «АиФ» - Нижнее Поволжье»:  Каким уходящий год выдался с точки зрения бизнес-омбудсмена?

Ольга Устинова: Не простым, не однозначным. За год произошло немало важных изменений в сфере предпринимательства, удалось решить за столом переговоров с властью сложные задачи. Но видимо, «природа не терпит пустоты» и на смену старым приходят новые проблемы. Что касается позитива, то, на мой взгляд, главное достижение года в сфере предпринимательства в том, что стала более внятной законодательно-нормативная база в регионе. В частности нам удалось достичь компромисса в решении такой болезненной темы как установление нового порядка размещения нестационарных объектов торговли – киосков на территории Волгограда и Волгоградской области. Естественно, что не всем новые правила нравятся, но у нас появилось четкое понимание того, как будет развиваться эта сфера бизнеса в дальнейшем. Это направление становится более прозрачным и предсказуемым. А для бизнеса нет ничего более важного, чем экономическая стабильность и четкие правила игры.

К сожалению, сегодня остро стоит проблема с пассажирскими перевозками общественным транспортом в Волгоградской области. В целях оценки регулирующего воздействия уполномоченным органом, на официальном сайте был размещен проект постановления «О внесении изменений в документ планирования межмуниципальных перевозок…», который предполагает отмену большинства межмуниципальных автобусных маршрутов. После чего, пошла вторая волна обращений в аппарат Уполномоченного. Мы призываем власти в таких социально важных, резонансных  вопросах принимать решение более взвешенно и тщательно их просчитывать.

Досье
Ольга Устинова. Родилась в 1971 году в Волжском. С 1990 по 2016 год занималась предпринимательской деятельностью. С 2008 по 2016 год являлась членом общественной организации «ОПОРА РОССИИ». С 2016 года занимает должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области. Награждена почётными грамотами. Замужем, имеет сына и дочь, воспитывает внука.

Одна из самых болезненных на сегодняшний день проблем это теневая экономика. Недавно мы приняли участие в работе круглого стола на эту тему. На мой взгляд, не все понимают, что это за явление и возлагают всю ответственность только на бизнес. Мне даже было немного не комфортно объяснять представителям органов власти, что уход бизнеса «в тень» это и следствие коррупции в органах власти, и неких преференций аффилированным компаниям, лоббирования интересов и недобросовестной конкуренции, а также разноудаленности бизнеса от власти. Проблема теневой экономики стоит на повестке дня всех субъектов РФ. Решить эту задачу будет очень не просто. Но мы намерены инициировать обсуждение этой темы, говоря не только о самом явлении, но и о его причинах. Кроме того, в течение года мы решали проблемы предпринимателей, которые обращались к нам за помощью. На нашем сайте в рубрике «История успеха» много примеров того, как нам удавалось отстоять их законные права.

- Вы упомянули о появлении новых проблем у бизнесменов. О чём речь?

- В последние дни наш телефон просто разрывается. Поступают массовые обращения предпринимателей по поводу блокировки банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Раньше блокировка счёта осуществлялась после длительных процедур. Были такие предвестники, как например, многочисленные запросы банков о целях движения средств на счетах. А сейчас все происходит молниеносно, абсолютно нежданно для предпринимателей. А для бизнесмена арест счёта смерти подобен: он не может выдать работникам зарплату, рассчитаться с поставщиками, оплатить налоги и коммунальные платежи. Что самое печальное, таких случаев много. Но в основном люди звонят и просто жалуются. А нам для того, чтобы начать действовать нужно письменное обращение предпринимателя. И вот такое обращение поступило. Мы сразу же договорились о встрече с руководством Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центробанка РФ и будем выяснять, что происходит. (Ред. - На момент выхода статьи встреча состоялась. Достигнуто соглашение о взаимодействии)

   
   

Что такое «комфортная среда»?

- В этом году много негативной информации об уходе бизнеса из региона. Соответствует ли это действительности?

- Это федеральный тренд. Я постоянно общаюсь с коллегами из других регионов. И все без исключения считают, что бизнес из их регионов бежит. Возникает резонный вопрос: «А куда же он бежит? Где эта земля обетованная для бизнеса».

- Известно куда…

- Не спешите с ответом. Недавно социологи опубликовали со ссылкой на налоговые органы, сведения о миграции бизнеса в нашей стране. В первой тройке Москва, где предприниматели переводят свои активы в Московскую область. Почему они это делают, лучше спросить у них. Бизнес действительно перетекает из региона в регион. Возможно, это связано с тем, что владельцы хотят защитить свой бизнес от неких рисков, повышенного интереса контрольно-надзорных органов. Бывает, что фактически предприятие остается там, где было, меняется только официальный адрес и регион прописки. Но хочу сказать, что перерегистрироваться в другом регионе сегодня очень не просто. Наш регион далеко не первый в рейтинге миграции. И справедливости ради стоит отметить, что от нас не только уезжают, но и к нам едут бизнесмены из других регионов. Одному из таких предпринимателей мы помогали оформить регистрационные документы в части изменения адреса места нахождения. Глобально мы не изучали проблему миграции бизнеса. Но мне кажется, что всем очевидно, будет создана комфортная среда для предпринимателей, то вопрос: «уезжать или не уезжать» решится сам собой.

- А что входит в понятие «комфортная среда»?

- В этом году ВЦИОМ проводил опрос на тему, с какими трудностями сталкиваются люди, открывающие своё дело. В опросе участвовали предприниматели и люди далёкие от бизнеса. С точки зрения населения самое большое зло – сложность бюрократических процедур и коррупция. По мнению бизнеса в рейтинге факторов сдерживающих развитие предпринимательства - неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, снижающийся покупательский спрос на внутреннем рынке. Когда экономика стабилизируется, снизятся налоговые нагрузки, сократятся издержки, а у людей подрастут зарплаты и появятся деньги на покупки, предприятия от малых до крупных заработают в полную силу. Бизнес готов к росту, но пока получается, что вместо увеличения сферы влияния он сжимается донельзя или в худшем случае уходит в банкротство.

Насколько трудно заниматься своим делом?

- Зачистка Волгограда от большинства маршруток и киосков вызвало волну народного возмущения. Что Вы предпринимали для снижения накала ситуации?

- Это две разные ситуации. По маршрутным такси мы взаимодействовали с представителями бизнес-сообщества от перевозчиков. По вопросу размещения нестационарных торговых объектов плотно взаимодействовали с представителями бизнес-сообщества этой сферы. Мы начали с того, что досконально изучили 381 федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ». И выяснили, что у органов исполнительной власти в области «нестационарки» широчайшие полномочия. И в других регионах власти этим активно пользуются -- просто демонтируют киоски и всё. И поначалу настрой волгоградских чиновников был таким, все старые объекты убрать, а места выставить на торги без всяких льгот и преференций для бывших владельцев. И нам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить: «Господа, у вас уже есть команда предпринимателей, они надёжные, проверенные партнёры, которые давно в этом бизнесе». Предоставьте им гарантии, а они гарантируют вам внешний вид киосков, чистоту, благоустройство прилегающей территории и уплату всех налогов. Ведь неизвестно, кто, какая «тёмная лошадка» придёт на их место? Дайте нашим предпринимателям среднесрочную перспективу использования преимущественного права размещения киосков на 5 лет с возможностью пролонгации ещё на 5 лет. Когда взаимопонимание в этом вопросе было достигнуто, началась работа над обсуждением нормативной базы по размещению киосков на территории области. Рабочая группа собиралась по два-три раза в неделю. Это были жесткие многочасовые дебаты. Выходили седые, голодные, раздражённые и не договорившиеся. Только, наверное, с восьмой попытки был найден компромиссный вариант проекта с учётом наших многочисленных предложений, который мы обоюдно одобрили. Принятие проекта было прозрачным, все предложения публично обсуждались, у каждого была возможность высказаться. И сейчас если в правоприменительной практике мы увидим недочёты у нас будет возможность подкорректировать документ. На федеральном уровне этот вопрос и по настоящее время не разрешён. А у нас в регионе уже работает преимущественное право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок с предпринимателями ранее с которыми были заключены договора аренды земельных участков. Также у наших предпринимателей, нестационарные торговые объекты которых были исключены из схемы размещения, появилось компенсационное право на выбор иного места размещения объекта. К нам сейчас обращаются об оказании содействия и просят поделиться опытом, потому что проблема с демонтажем нестационарных торговых объектов стоит повсеместно. Да, у нас есть большие потери по Центральному району. Да, у нас в связи с изменением законодательства, изменением принципа расчета повысилась плата за размещение. Всё это не популярные меры, но нами приняты и принимаются максимальные меры для того, чтобы минимизировать негативные последствия. По сути, киоски, которые были «воздвигнуты» по принципу: я тебя слепила из того, что было, уродовали, вредили имиджу Волгограда и Волгоградской области. Те кто хотел продолжить заниматься этим бизнесом, сегодня работают. В числе недовольных много тех, кто давным-давно получил по 10-20 участков под киоски и не размещая объектов сдавали в аренду. 

- Бизнес в нашей области «не кошмарят» проверками?

- За этим строго следит прокуратура. Плановые и внеплановые проверки нужно согласовывать с этим надзорным ведомством. Но поступают обращения предпринимателей на проверки, проводимые в рамках административного расследования. Их не нужно согласовывать в прокуратуре, о них не предупреждают заранее, и там порядок проведения совсем другой. И мы порой видим, что вместо административного расследования по факту проводится внеплановая проверка. Поэтому я всем предпринимателям советую, фиксировать каждый шаг проверяющих. Обращайтесь в аппарат уполномоченного и мы готовы присутствовать при проведении проверок.

- Что можно сказать о динамике обращений в аппарат Уполномоченного? Какие проблемы у предпринимателей возникают чаще всего?

- Обращений стало больше, но я объясняю это тем, что идёт рост популярности и доверия самому молодому общественному институту. Если сравнивать 2016 и 2017 годы, то в прошлом году в тренде были вопросы земельно-имущественных отношений. В этом году на первом месте нестационарная торговля. Это и понятно. Мы бизнесу разъясняем новые нормы и правила, показываем, предупреждаем, сопровождаем, выезжаем на места. Кроме того, немало обращений по проверкам контрольно-надзорных органов. При этом и вопросы по земельно-имущественным отношениям также возникают часто.

- Вы о проблемах бизнеса знаете не понаслышке, у вас 25-летний стаж успешной предпринимательской деятельности. Трудно быть бизнес-леди?

- Выскажу крамольную мысль: в бизнесе никакой роли не играют гендерные различия. Главное мотивация, сила воли, ответственность. Рисков много, взлетов меньше чем падений, но нужно находить в себе силы и идти к цели. Наши предприниматели это самые талантливые люди. Я сейчас имею в виду представителей реального бизнеса, где есть серьёзное планирование развития дела на несколько лет вперед, есть ответственность за своих работников. Я не считаю предпринимателями категорию предприимчивых людей «купи-продай», у которых цель одна урвать что-то по быстрому сегодня, а дальше, как получится. Я хорошо помню, как мы начинали свой бизнес в 1989 году. В непростые времена пришла работать в туристическую фирму. Времена всегда были непростые, но мы работали и верили в своё дело. На сегодняшний день реальный бизнес нуждается не только в добром слове, но и в реальной поддержке, что мы и стараемся делать.

Смотрите также: