От Волгограда до Россошинского мемориала – всего 40 минут езды. Два небольших клочка земли, разделённых дорогой. Слева – ряды зелёных советских касок, справа – немецкие кресты.
Братская могила
Старое немецкое кладбище – братская могила с 600 похороненными солдатами вермахта находилось в Рассошках ещё со времён войны. Местные о кладбище знали, но по понятным причинам никакого особого внимания ему не уделялось. Ситуация изменилась после подписания в 1992 году соглашения между Россией и Германией об уходе за военными могилами. В 1994 году Народный Союз Германии по уходу за военными могилами решил построить здесь памятный мемориал, официальное открытие состоялось в 1999 году. Кладбище сделали с размахом – огромный курган братской могилы высотой 3,5 метра и диаметром 150 метров, своей формой напоминающий котёл. Тот, в котором оказались немцы под Сталинградом зимой 42-го. По всей окружности стены кургана тянутся металлические таблички с десятками тысяч имён, которые удалось установить. Сказался немецкий педантизм – именные жетоны носили все солдаты вермахта. Всего же здесь захоронены более 120 тысяч человек. Между старым и новым кладбищами разбросаны огромные каменные кубы, на четырёх гранях которых высечены имена тех, кто пропал без вести в сталинградской мясорубке.
Несмотря на то, что строительство велось только на пожертвования, мемориал получился основательным и богатым – такой кусочек Германии на волгоградщине. Даже маленький офис администрации кладбища – с пластиковыми окнами и дорогой плиткой. Такую память одобрили не все – по одному из окон разбегаются трещины от брошенного камня. Не любят здесь немцев.
Забытые бойцы
Через дорогу находится мемориал советских воинов, погибших под Сталинградом. Сегодня бывших врагов разделяет только узкая полоска дороги. И пропасть в отношении к исторической памяти.
Советский мемориал был открыт в 1997 году. Сегодня на кладбище 34 братские могилы, в которых покоятся более 15,5 тысячи защитников Сталинграда. Несколько десятков метров высушенной степной земли, огороженные скромным каменным основанием. Сверху лежат незаметные гранитные плиты: «Здесь покоится 910 советских воинов, павших в битве под Сталинградом», «Здесь покоится 300 советских воинов…» «Здесь похоронены защитники Сталинграда – 1370».
Именных могил всего чуть больше 300 – носить медальоны с собой считалось плохой приметой. И имена большинства из них были установлены по личным вещам – ложкам, фляжкам, портсигарам, потому иногда вместо фамилии и имени – на обелисках только инициалы.
Главная скульптура мемориала «Скорбящая» была изготовлена скульптором Сергеем Щербаковым. Впоследствии бетонную композицию планировали заменить на мраморную. Но сейчас об этом администрация мемориала уже и не мечтает. Своими силами они пытаются сохранить то, что есть. Замазывают лопающиеся бордюры, реставрируют расходящиеся швы на стене памяти, своими руками подкрашивают ржавеющие каски на могилах. В 2012 году они даже смету на ремонт делать не стали – в районном бюджете денег на мемориал не предусмотрено.
В мае этого года в Россошках побывал губернатор Сергей Боженов. Состоянием мемориала возмутился и дал поручение в этом же году выделить деньги на прокладку водопровода, возведение забора, строительство здания администрации, туалета и другие первостепенные нужды.
– Кого я только не видела здесь со своими обещаниями, – говорит директор мемориала Галина Орешкина. – Каждый губернатор приезжает, обещает. А денег мы до сих пор так и не увидели.
Смотрите также:
- Вечный огонь потухнет. Мамаев курган частично закроют на реконструкцию →
- Как делали звуковое оформление Мамаева кургана →
- В Волгограде рушатся солдатские могилы →