Архивы раскрыли тайны прошлого

Фото: из архива «АиФ» – НП»

   
   

Почитаешь архивы – кажется, и не было времени, когда бы в России не воевали. А порой оказывается, что, не покладая «ратного оружия», воевала и вся семья.

Я архивов не боюсь

Волгоградец Виктор Виноградов расследованию истории своей семьи посвятил многие годы жизни. 

– В детстве играли в «войнушку» с сумками отцов, только что вернувшихся с вой­ны. Всё это было, с одной стороны, близко, а с другой – содержало много тайн, которые во что бы то ни стало хотелось раскрыть. И как только я вернулся из армии, уже будучи аттестованным офицером запаса, решил заняться воплощением давней мечты — собрать собственный семейный архив. С самого раннего детства я бегал в знаменитый тогда книжный магазин «Букинист» сначала на Советской улице, а потом на Мира. Тяга эта передалась в том числе и по отцовской линии – у деда была шикарная библиотека. Но никто в мои поиски не верил. Говорили, мол, подумай сам, 1910-е годы, ну что можно отыскать?! И в архивах меня убеждали в том же. Но я упорный, взялся и нашел. 

Мой дед и его брат окончили в 1916 году Московское Алексеевское училище — годом позже будущего Маршала Василевского. Двоюродный дед служил комендантом одного из городов в Финляндии (это вроде пограничника), позже прапорщиком, начальником разведывательной команды, старшим табельщиком при конторе Царицынского затона водного транспорта. С 1919 года информация о его судьбе обрывается. Дед в это же время лежал в военном госпитале с тифом, от которого и умер. Бабушка, его супруга, работала там же, она медик. По папиной линии, кстати, все военные. Сам он родился в Царицыне, немного поучился, но был призван в армию. Ускоренно окончил Буйнакское военное училище и в 1940 году пошел по стопам отца, царского офицера. Захватил Финскую войну, всю Великую Отечественную прошел кадровым офицером. Боевой путь его вызывает огромное уважение: командир стрелковой роты Юго-Западного фронта, командир роты автоматчиков Южного фронта, 1-й и 3-й Украинский фронт — помощник начальника штаба по разведке, командир стрелкового батальона 1-го Белорусского фронта... В 1945 году уже под Берлином был страшно ранен. Я слышал от него, что только благодаря его друзьям-однополчанам, которые вытащили отца с поля боя, он остался жив. Тогда на него одного лейтенант медицинской службы израсходовал все бинты. Мама пошла на фронт в 1942 году. Получилось, что отец, комиссованный по ранению, ждал маму, старшего сержанта, с фронта, пока она, будучи телефонисткой, была ещё на передовой. Дождался, они поженились, родился я. Ни папа, ни мама особенно не распространялись о войне. В том числе и поэтому мне так непросто было разыскать достоверные данные об их службе. Правда, по папиным следам в Польше я буквально ходил по пятам. В 1976 году больше трёх месяцев сам служил совсем недалеко от «его» мест: рядом с моей частью «Минутка» находился госпиталь, где во время войны лежал отец. 

И как не гордиться!

– Я военную «карьеру» начинал с музыкального училища. До армии даже немного поработал учителем пения. Вот и до сегодняшнего дня осталось увлечение баяном. Работал и на заводе, а когда в архивах нашел документ Царицынского районного комиссариата по военным делам, отношение к моей, уже завершившейся на тот момент армейской службе, поверите, изменилось. В нём мой дед, согласно объявленному распоряжению в 1919 году в газете «Борьба», значился как «необходимый и незаменимый сотрудник». От военного инструктора (это примерно 1917 год) дослужился он до служащего страховой кассы. Есть его фотография в архиве – у него усы, как у Чапаева. От них женщины до сих пор вздыхают! Ну как не гордиться такой семьёй? 

Смотрите также: