Результаты экспедиции волгоградского поискового отряда «Красноармеец» в Северную Осетию – Аланию получились триумфальными. За пару недель интенсивной работы волгоградцам не просто удалось обследовать, но поднять на поверхность обломки самолёта из семейства «ЛАГГ-3». Боевые лётчики суеверно называли эти машины «летательный авиационный гроб».
Сталинград в миниатюре
Военные историки иногда называют оборонительные бои Красной Армии в этих местах «Сталинградом в миниатюре» – из-за особой ожесточённости, участия в столкновениях всех видов боевой техники. И, разумеется, масштабов жертв.
«До этого мы никогда не выезжали за пределы нашего региона, – рассказывает командир отряда «Красноармеец», поисковик с 7-летним стажем Денис Соловьёв. – Конечно, каждый из нас в душе мечтает поработать не только в наших волгоградских степях, но и в Мясном Бору на северо-западе страны, под Смоленском, Тверью, С.-Петербургом. Но случай связал нас с Северным Кавказом».
По словам Дениса Соловьёва, с неожиданным предложением поработать в Алании к ним обратились коллеги-ярославцы. Осетинская сторона через Ярославль искала опытных поисковиков для обнаружения нескольких ценных артефактов и свидетелей военной истории. Те уверенно показали на волгоградцев.
Едва прибыв на Кавказ, бойцы из «Красноармейца» столкнулись с весьма непростыми и непривычными условиями работы – бурная горная река, пересечённая местность, чередование лесистых зарослей с болотистыми участками. Куда тут техника военных времён – железяку, утонувшую пару лет назад, не всегда сыщешь! Подобные условия непростые не только для волгоградцев. Третий год в Моздокском районе безуспешно пытаются достать со дна реки советский самолёт американского производства «Бостон А-20». По всем свидетельствам, он затонул в 1942 году после бомбардировки переправы с вражеской военной техникой. Точное расположение рухнувшего в Терек самолёта волгоградцы определяли дорогостоящими приборами-сканерами металла, которые прихватили с собой. «На одном участке реки наш прибор уверенно «пищал», – рассказывает поисковик. – Но чтобы увидеть, что там конкретно лежит, тем более извлечь самолёт с речного дна, нужно построить дамбу, отвести в сторону течение бурного Терека. Перед нами такая задача уже не стояла».
Затем группа волгоградцев отправилась в село Киевское – место, где когда-то местными жителями были найдены фрагменты советского танка. По рассказам очевидцев, останков экипажа в самом танке нет, но представляет ценность сама машина. Увы, танк, как выяснилось, в процессе поисковых работ был растащен буквально по кусочкам, на месте остались лишь малоценные фрагменты. Третий пункт работы – окраина села Кизляр. В болотистой низине, опять-таки по свидетельству местных жителей, покоились останки советского самолёта-разведчика. По утверждениям, лётчик из самолёта выпрыгнул с парашютом, но попал в плен к немцам и был расстрелян. Обследовав территорию предполагаемого падения, волгоградцы буквально за пару дней точно определили место, где самолёт погребён под болотистой почвой. При помощи экскаватора, затем лопат началось медленное «внедрение» в почву. Воду и просачивающиеся в грунт ручьи отводили ручными помпами. И вот она, удача! За несколько дней интенсивной работы поисковикам не просто удалось обследовать, но поднять на поверхность обломки самолёта из семейства «ЛАГГ-3». Грозная на вид машина изготавливалась из пропитанного дерева, и лишь сверху корпус и крылья покрывались стальными листами.
Вместо Турции – степь
Денис Соловьёв в поисковом движении не новичок, но ещё удивительнее, что костяк отряда «Красноармеец», помимо совсем молодых и романтичных, составляют 30-40-летние семейные люди с социальным положением, детьми.
«Даже со своей будущей женой Анастасией я познакомился «в поле», во время поисковой экспедиции в Городищенском районе, – рассказывает Денис. – Я уже давно не был ни на каких морях, летом беру отпуск – и в степи, на места ожесточённых боёв – посёлки Самофаловка, Кузьмичи, Бородино. В тех местах оборонительные бои Красной Армии были настолько ожесточёнными, неупокоенные наши воины попадаются даже в лесополосе у железной дороги. Многие боевые позиции проходят через поля, курганы, высоты над оврагами и ни разу не обследовались. Немцы своих сразу с поля боя убирали и хоронили по балкам. Наши лежат часто прямо в окопах, где их прикопало взрывом или танковыми гусеницами. Помню Октябрьский район, посёлок Васильево. Вскрыли засыпанный окоп, а там наш солдатик. Скрючился скелет в неестественной позе – руки прижаты к черепу, пытался не оглохнуть при бомбёжке или артобстреле.
А сколько ещё таких неупокоенных да безымянных?!
КСТАТИ
В ближайшее время поисковики отряда «Красноармеец» начнут обследование захоронов советских раненых с разбомбленного фашистами госпитального парохода на Волге у села Каршевитое. По свидетельствам, в той трагедии погибло даже больше раненых красноармейцев, чем утонуло мирных пассажиров на знаменитом «Титанике».
Смотрите также:
- Дайверы обследуют на Волге затонувшие корабли →
- «Черные копатели» убивают солдат дважды →
- Реконструкторы утопят «Иосифа Сталина» →