1400 волгоградцев живут без гражданства

Фото: Владимира ЧЕРНИКОВА

   
   

«Прошу установить мою личность и гражданскую принадлежность…» Таких заявлений в кабинете начальника отдела оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации УФМС Татьяны Виноградовой целая стопка. А всего в области живут 1400 человек без гражданства.

Стихия в советском паспорте

Уже 20 лет нет Советского Союза, и столько же мучаются эти люди, не признанные своими ни в одной стране. На память об СССР у них остался паспорт в красной обложке, который ещё Маяковский доставал из широких штанин. Но он-то с гордостью, а беженцы – с тоской. Начальник отдела оформления виз уверена, что гораздо лучше предъявлять документы Узбекистана или Молдовы. Ведь в нашей области живут без гражданства России семь тысяч человек из разных стран, и ничего. Проблемы только у «граждан СССР». Вот лишь три несчастных судьбы.

Родители привезли Настю и Нелю Богатовых из Молдавии в посёлок Ольховский Урюпинского района, когда одной было девять лет, другой – одиннадцать. Отцу удалось добиться гражданства и оформить пенсию по инвалидности, на неё и жили. Полгода назад папы не стало, и девушки потеряли опору. Школу окончили, а паспорта им так и не дали. Как и все в том районе, начали прясть и вязать на продажу. И тут Неля забеременела. Целый год собирала справки только для того, чтобы сестёр признали лицами без гражданства. Наконец родила, но забот только прибавилось:

– Страховой полис на сына давать не хотят, потому что у меня нет паспорта, – рассказывает молодая мама. – Я не получу материнский капитал и родовые. Сестра тоже не может ни профессию получить, ни на работу устроиться – везде требуют документы.

Ещё сложнее положение Андрея Топчиева. Вообще-то зовут его Ашот и приехал он в Волгоград из Баку, где всю жизнь работал бурильщиком. Армянское имя сменил на русское от страха перед расправой в 1990-м. Потом был дом престарелых в Крыму и снова Азербайджан с полугодовым тюремным заточением из-за национальности. Там ему разбили ухо, а ноги болели и раньше. Гражданин мира Топчиев оказался на церковной паперти в Дзержинском районе, где его подобрали волонтёры. С помощью местных блогеров собрали денег, сняли Андрею-Ашоту комнату в общежитии. Здесь чистенько, но бедно – из еды лишь хлеб и чай. 

– Пенсию не платят, в собесе посмотрели на моё удостоверение с трезубцем и тоже денег не дали. Существую на то, что люди подадут. Обратился к уполномоченному по правам человека – заставили ходить к ним, а я не могу, – рассказывает Топчиев.

   
   

К лету молодые люди, которые его сюда привели, обещали отправить на дачу. Они же написали заявление с просьбой признать его лицом без гражданства, Ашот лишь коряво расписался.

Нелегальная  жена

С гражданством у Александра П. вышло и вовсе нелепо. В Волгоград приехал с родителями из Казахстана оканчивать русскую школу. 

– Окончил и медколледж, потом началась чехарда с обменом паспортов. Я подзатянул с этим делом, и в 1995 году в Центральном РОВД мне выдали паспорт советского образца. Вот в чём самый маразм. 

С таким документом его даже в армию не взяли. Жена нелегальная, потому что без российского паспорта не распишут. Комнату в общежитии на улице Рокоссовского снимают без регистрации. 

А вот с армянскими мальчиками, рассказывает Татьяна Виноградова, эти проблемы как раз из-за армии:

– Служить не хотят, поэтому не спешат получить российское гражданство. И армянских паспортов до 30 лет не имеют, а требуют от нас вид на жительство. А мы не можем выдать – ведь у их родителей по два гражданства.

Смотрите также: