Волгоградцы уже привыкли к тому, что в городе постоянно происходят скандалы, связанные с муниципальными унитарными предприятиями, именуемыми в просторечии МУПами.
Не проходит недели, чтобы в СМИ не появились разоблачения либо об их недобросовестной работе, либо о неблаговидных действиях их руководства. Буквально на днях появилась информация о том, что органами следствия проводится расследование новых фактов противоправной деятельности директора МУП «Автокоммунтранс» Владимира Цымбалова. Ранее сообщалось об уголовных делах, возбуждённых в отношении директора МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда» Ольги Машковой и её высокого покровителя вице-мэра Игоря Куликова.
Позволено все?
Недавно прокуратура Центрального района Волгограда выявила неоднократные факты обременения представителей строительного бизнеса незаконными требованиями со стороны МУП «Водоканал». По версии следствия, за счёт частных предпринимателей это МУП пыталось решить свои собственные проблемы.
Мягко говоря, оставляет желать лучшего и качество возводимых МУПами дорог. Недавно, например, областной суд удовлетворил иск прокуратуры Тракторозаводского района к мэрии города. По решению суда теперь власти обязаны привести в соответствие с ГОСТами состояние дорог и тротуаров района. Аналогичные иски в суды органы прокуратуры подают регулярно. Складывается впечатление, что обеспечить городу нормальные дороги способны только правоохранительные органы, поскольку городская администрация сама не может решить этот вопрос местного значения.
МУПам в Волгограде позволено многое. Например, работать с нарушениями действующего законодательства без соответствующих лицензий, как, например, уже упоминавшееся МУП «Автокоммунтранс». Или некоторым городским свалкам, которые наносят серьёзный ущерб окружающей среде.
Таких примеров можно привести множество. Но даже если не брать во внимание такие крайние случаи, как конфликты с законом, при ближайшем рассмотрении всё равно становится ясно, что работа большинства МУПов оставляет желать лучшего.
Сегодня практически все МУПы, задействованные в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве, убыточны и финансово зависимы.
Истине вопреки
Тем не менее у значительной части населения всё ещё сохраняются иллюзии по поводу тех предприятий, в названии которых есть слово «муниципальное», что нередко используется в сомнительных целях. Мол, они надёжнее, и их услуги стоят дешевле. Такое доверие идёт ещё из советских времён, когда все жилищно-коммунальные предприятия были частью единой системы городского хозяйства и не занимались коммерцией.
Но с тех пор времена изменились. Факты сегодня говорят о том, что предприятия иных форм собственности работают более эффективно и качественно, чем муниципальные. По этой причине во многих российских городах от МУПов, как неэффективной формы хозяйствования, уже начинают отказываться, передавая по конкурсу их функции частным предпринимательским структурам.
Тем не менее эта азбучная истина современной экономики никак не приживётся в сознании городской власти. У нас в городе наблюдается обратный процесс – многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность города, передаются от частных структур к МУПам.
Теперь глава Волгограда вознамерился внедрить МУПизацию в весьма сложную и деликатную область – сферу организации обряда погребения. Но создавать новое МУП, которое будет заниматься этим видом деятельности, мэр не стал, так как эта процедура должна проходить через Волгоградскую городскую думу и для принятия решения по этому вопросу должны быть серьёзные экономические основания. Вместо этого он решил внести изменения в устав уже существующего МУП «Продовольственный магазин № 15», исключив из него некоторые виды деятельности и заменив их на услуги по организации похорон. Также было изменено название предприятия на МУП «Ритуал».
Гладко было на бумаге
Даже непосвящённому понятно, какой объём работ необходимо провести, чтобы открыть предприятие по оказанию услуг по погребению с соблюдением всех требований законодательства, экологических и санитарных правил.
Причём «обойти» их или чего-то недоделать нельзя. С 1 января 2010 года «Ростехрегулированием» введён в действие «Национальный стандарт Российской Федерации» в области похоронного дела, который чётко и детально закрепляет те понятия и определения, которые прописаны в федеральном законодательстве.
По сути дела для этих целей необходимо создать целое производство, которое не только организует работы, связанные непосредственно с захоронением, но и изготавливает ритуальные предметы, необходимые для проведения этой печальной церемонии. Для бесплатного сохранения тела умершего до дня похорон требуются холодильные камеры, оборудованные системой вентиляции и очистными сооружениями. Предприятию данного профиля нужен большой автопарк, в значительной части состоящий из специализированного транспорта.
Более того, в соответствии с законом ряд ритуальных услуг должен предоставляться гражданам бесплатно. С этой целью администрацией города утверждён «Гарантированный перечень услуг по погребению и требований к их качеству».
Закон предусматривает оказание услуг на безвозмездной основе и в ряде других случаев.
Всеми этими видами бесплатных услуг население Волгограда пользуется уже длительное время через специализированные службы. Чтобы уложиться в сумму, выделяемую на услуги по гарантированному перечню, специализированная служба не может прибегать к помощи субподрядчиков, а должна иметь всё своё: транспорт, предметы, необходимые для погребения, рабочих.
Чем из всего перечисленного располагает МУП «Ритуал»? В том-то и дело, что ничем.
В распоряжении редакции оказался любопытный документ – «Перечень муниципального имущества, закреплённого за МУП «Ритуал» на праве хозяйственного ведения по состоянию на 01.07.2010». Перечень короткий, в нем всего пять позиций: клавиатура, процессор, весы, два холодильных агрегата для пищевых продуктов – всё большей частью 90-х годов выпуска. Балансовая стоимость всех указанных объектов составляет всего 37 тысяч рублей.
Похороны по усеченной программе
Само здание, в котором располагается «Продовольственный магазин № 15» (ныне МУП «Ритуал»), является ветхим и находится в аварийном состоянии.
Кроме этого, МУП «Ритуал» открыло похоронный киоск в Советском районе Волгограда, располагающийся во временном павильоне, который предназначался ранее для размещения аптеки. К тому же данный павильон принадлежит частному лицу и находится в жилом секторе вблизи дворов и детских площадок.
На сегодняшний день в нарушение действующего законодательства МУП «Ритуал» не получил статуса специализированной службы в установленном самой же администрацией Волгограда порядке. В то же время его офисы пытаются оказывать услуги по организации похорон и погребению. Но в полном объёме они их выполнить не могут. По этой причине деятельность МУП «Ритуал» разрывает на несколько частей процесс погребения, что фактически лишает граждан воспользоваться бесплатными услугами, предоставляемыми специализированными службами на территории города Волгограда, и приводит к их удорожанию.
Стоит ли говорить об этической стороне дела? В том виде, как это организовано в МУП «Ритуал», погребение не может пройти как обряд, достойный памяти покойного. По сути дела нас возвращают назад, в девяностые годы, идя по пути снижения, а не улучшения качества оказываемых услуг в этой сфере.
Правда, как следует из недавнего сообщения пресс-службы администрации города, сейчас «решаются вопросы технического оснащения МУП «Ритуал».
Во-первых, непонятно, почему предприятие поспешили открыть без должного технического оснащения. А ведь его нужно наделить всем, что требуется по закону, и заново создать и построить то, что уже и так есть в городе. А поскольку сделать это непросто, администрация города создаёт видимость деятельности: своим постановлением от 6 сентября с. г. наделяет МУП «Ритуал» таким серьёзным муниципальным кладбищенским имуществом, как скамейки, информационные щиты, шлагбаумы, стенды, бетоносмесители и насос битумный. Теперь граждане будут сидеть не на простых скамейках, а на муниципальных. Не приведи господи, конечно, если МУП нарастит долги и обанкротится. Тогда на кладбищах и сидеть будет не на чем.
Действия администрации по «наведению порядка» на кладбищах подчас не поддаются разумному объяснению. Например, недавно она инициировала снос зданий для приёма граждан, расположенных на кладбищах города и построенных специализированными службами по предписанию «Роспотребнадзора» за их собственные средства вза-мен ветхих, непригодных к эксплуатации. Для чего? Ведь если их снести, всё равно придётся возводить заново, но уже за счёт городского бюджета.
Во-вторых, на создание производственной базы нового МУПа потребуются значительные финансовые средства. На днях, например, в прессе промелькнуло сообщение, что только строительство нового кладбища обойдётся городу Пскову в 200 миллионов рублей, не говоря уже про инфраструктуру.
Взять эти деньги муниципальному предприятию негде, кроме как из городского бюджета, который формируется из платежей налогоплательщиков – наших с вами денег. Так что же, городским властям больше не на что потратить бюджетные средства, кроме как на создание нового МУПа? Да и зачем это делать, если всё это в городе есть?
А пока, если брать во внимание скудные ресурсы вновь созданного МУПа, трудно согласиться с тезисом мэра о том, что «Ритуал» будет держать низкие цены. Не имея собственной производственной базы, МУП вынужден многие необходимые ритуальные предметы, специализированный транспорт и т. д. заказывать у субподрядчиков, что никак не сможет способствовать снижению цен на услуги. Уже сейчас ритуальная продукция, отпускаемая МУП «Ритуал», стоит дороже, чем в среднем по рынку. Например, стоимость ходового в народе «ситцевого гроба» составляет в МУП «Ритуал» 2750 рублей против среднерыночной цены 1620 рублей.
Кроме того, непонятно, кто вообще устанавливал для «Ритуала» расценки на услуги и насколько они экономически обоснованны.
Ведь по закону их должна устанавливать городская дума и утверждать администрация.
Повторение пройденного
О том, к каким результатам может привести деятельность МУПов в сфере ритуальных услуг, свидетельствует недавнее прошлое. Ведь ещё совсем недавно все кладбища города находились в хозяйственном ведении муниципальных предприятий.
Кладбища в тот период были постоянно захламлены многолетним залежалым мусором. В выходные и праздничные дни кладбища никем не обслуживались и были предоставлены самим себе. По этой причине на них нередко случались акты вандализма и кражи венков с новых захоронений.
Неудовлетворительные условия труда работников, обслуживающих кладбища, отрицательно сказывались на их моральном облике и отношении к работе. Персонал кладбищ был по большей части пьющим.
Регистрация захоронений на кладбищах также не была организована надлежащим образом. Не существовало единого архива, куда бы передавались книги регистрации для их дальнейшего учёта и сохранности.
Всё имущество данных муниципальных предприятий было крайне изношено и находилось в запущенном состоянии.
Такое положение дел сохранялось до 2002 года. Годом ранее антимонопольный комитет выдал администрации Волгограда предписание, согласно которому ей было предложено провести открытый муниципальный конкурс на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.
Выполняя данное предписание, администрация Волгограда провела соответствующие конкурсы в 2002 и в 2006 году, определив по их итогам специализированные службы по вопросам похоронного дела. В соответствии с условиями конкурса им были переданы на обслуживание городские муниципальные кладбища, потому что их срочно надо было приводить в порядок.
В результате проведённой специализированными службами работы за период с 2002 года по сегодняшний день значительно был поднят уровень обслуживания населения в организации ритуальных услуг и проведения погребения. Причём не за счёт городского бюджета, а за счёт средств специализированных служб. Например, был построен похоронный дом с отделением морга для бесплатного сохранения тел умерших до дня похорон, смонтирована кремационная установка, ввод в эксплуатацию которой после получения необходимых разрешений планируется в 1-м квартале 2011 года. Тем самым для города были сэкономлены сотни миллионов бюджетных средств.
Нужен «карманный» МУП?
Среди организаций, работающих на рынке ритуальных услуг в нашем городе, только спецслужбы располагают соответствующей производственной базой, уровнем обслуживания, высококвалифицированным персоналом и всем необходимым для ведения этой деятельности. В случае проведения нового муниципального конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела вряд ли его сможет выиграть МУП «Ритуал». Видимо, понимая это, администрация Волгограда озабочена тем, как присвоить ему статус специализированной службы, обойдя действующие сегодня нормативно-правовые акты. С этой целью глава Волгограда внёс в городскую Думу проект изменений в «Правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде», которые были утверждены решением Волгоградской городской думы. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы присваивать статус специализированной службам не по результатам открытого конкурса, а путём издания соответствующего распоряжения администрации. По сути дела, если эти поправки были бы приняты, администрация получила бы право сама по своему усмотрению назначить предприятия, которым присвоен этот статус.
Данный проект уже однажды был отклонён городской думой, но глава города внёс его повторно без всяких изменений. Между тем, согласно заключению органов прокуратуры, эти изменения делают процедуру присвоения статуса специализированной службы непрозрачной и имеют признаки коррупционной составляющей.
Чем продиктована дорогостоящая для налогоплательщиков затея с созданием ритуального МУПа? Затея бессмысленная и в экономическом плане, потому что, как было сказано выше, ни одно МУП в городе не работает без убытков. Уж не желанием ли иметь в этой сфере «карманную» организацию, которую можно будет наделить контрольными и властными полномочиями, что позволит ей диктовать условия другим участникам рынка? Иными словами, заменить одну мнимую «монополию» на другую, вполне реальную.
Об опасной тенденции муниципальных властей в ряде городов России наделять МУПы и ГУПы властными функциями в области похоронного дела писал недавно в «Российской газете» заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко. По его словам, местные чиновники используют подведомственные им организации, делая из данной сферы источник личного обогащения.
Уже сейчас видно – авантюрная затея с созданием нового МУПа вряд ли приведёт к снижению цен и росту качества услуг в этой сфере, о чём так ратует мэр.
Напротив, она может привести к бессмысленному разбазариванию бюджетных средств, вложенных в очередной заведомо убыточный прожект. И отвечать за это, как обычно, будет некому. Как и было не раз в аналогичных случаях, убыточное МУП через пару-тройку лет просто тихо прикроют, сославшись на «объективные обстоятельства». А вложенные в него бюджетные миллионы растворятся как дым, уйдут в никуда.
Если глава Волгограда действительно хочет обеспечить социальную защиту для малообеспеченных волгоградцев, он мог бы оказать им реальную помощь. Например, выступить с инициативой о выплате дополнительных сумм к установленному федеральным законом пособию на погребение, одновременно сократив расходы на содержание аппарата и так называемые «прочие расходы». Такие муниципальные пособия уже установлены в Москве, Новосибирске и других городах. Там люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, уже получают помощь от муниципалитетов.
Вот это и стало бы проявлением реальной, а не мнимой заботы о горожанах.
В уставе МУП «Ритуал» записано, что к основным видам его деятельности относится «организация похорон и предоставление связанным с ними услуг, в том числе захоронение трупов людей», а также «осуществление ритуальных мероприятий и досуга населения, проживающего на территории города Волгограда».
Будем надеяться, что, осуществляя эти столь разные виды деятельности, работники МУПа их часом не перепутают, что при нынешнем уровне организации работы в нём вполне вероятно.
Смотрите также:
- Депутат Сергей Попов: «Нарушения законности в ЖКХ зашкаливают» →
- Волгоградские депутаты потребовали «заморозить» нормативы ЖКХ →
- С коммунальщиков спросят за неоправданные тарифы →