Что происходит с рынком труда? Как и где найти достойную работу? Об этом мы беседуем с Еленой МОХОВОЙ, экспертом в этой отрасли.
Страх мешает
- Центр занятости Волгограда предлагает сейчас 19 тысяч вакансий. Получается, безработица нам не грозит?
- Спрос на рынке труда действительно велик, но формируется он только за счёт того, что никто не хочет идти работать за копейки. Главная проблема нашего региона - одни из самых низких зарплат. Если до кризиса 2009 года главному бухгалтеру предлагали 35 тыс. рублей, то сейчас речь идёт лишь о 20 тысячах. Тот же Центр занятости сообщает, что средняя зарплата в Волгограде составляет 27 тыс. рублей, но при этом 93% вакансий предполагают заработок ниже этого уровня. Порой мне хочется поинтересоваться у тех, кто обращается к нам с подобными «предложениями»: ребята, а вы сами-то на эти гроши проживёте? Как результат - отток трудоспособного населения в другие регионы. Особенно это касается молодёжи. Нынешнее поколение ориентировано исключительно на высокий заработок. Их даже карьера не особенно интересует. Только деньги. И в итоге работодатели, едва ли не плача, жалуются, что людей нет.
- Переезд не проблема, когда тебе 30 лет. А что делать тем, кто потерял работу за пять - шесть лет до пенсии? В таком возрасте с места не сорвёшься.
- Я рекомендую быть более лояльным к перемене своего статуса, специальности. Меньше бояться, что что-то не получится. Да, когда человек 20 лет отработал на заводе на эксклюзивном итальянском оборудовании, после сокращения он едва ли пойдёт в дворники. Но сегодня очень востребованы, например, специалисты сферы продаж. Правда, туда мало кто хочет идти. Большинство боится того момента, когда в ответ на их предложение прозвучит отказ. А ведь раз откажут, два откажут, а на третий, может, и согласятся. Но людям не хватает внутренней свободы. Знаете, я сейчас смотрю шоу «Голос. Дети» и поражаюсь тому, насколько смело ведут себя участники, как мастерски они преподносят свой номер, совершенно не боясь зрителей и судей. Наше поколение было лишено этой раскрепощённости, а ведь внутренняя свобода преображает человека и его жизнь. Нужно поднимать себя за шиворот и вытаскивать из четырёх стен. Из-за сокращения или выхода на пенсию человек замыкается в своём развитии и начинает угасать. Нужно уметь ценить все возможности, потому что для сильной, полноценной личности нет недостойной работы.
Конечно, работодателям не хватает лояльности - не каждый готов взять на работу сотрудника в возрасте. Однако я за 16 лет работы пришла к выводу, что для эффективности труда будущего сотрудника важны три вещи: интеллектуальный потенциал, желание работать и нравственно-моральные качества. Если всё это у человека есть, дайте ему рабочее место - за неделю он освоится и станет самым ценным кадром!
Сельские будни
- В Иловлинском районе есть станица Бердиевская - головная боль для железнодорожников. Население здесь занимается воровством металлолома из вагонов проходящих поездов. «На дело» ходят даже женщины и дети. Беседы с полицией и чиновниками не помогают. На все обвинения жители твердят одно: работы нет, а выживать надо. Это только один пример того, что творится на селе. Можно ли изменить ситуацию?
- Основной заработок тех, кто живёт в глубинке, - работа вахтовым методом на севере России или в Москве. Одним из городов, куда едут зарабатывать люди, является Сургут. Если вы увидите Сургут, вы удивитесь - сейчас он выглядит как один из европейских городов. Ровные дороги, газоны, чистые дворы. Никто и не подумает окурок мимо урны бросить. Почему? Мэр навёл порядок с помощью следующей системы: зарплата там составляет порядка 15 тысяч, остальное - различные надбавки. Если ты совершаешь нарушение, то информация поступает на твоё предприятие, и одну из надбавок полностью или частично снимают. То есть, если власть захочет навести порядок, она его наведёт. И касается это не только создания рабочих мест, но и организации жизни общества в целом.
Село, разумеется, должно жить сельским хозяйством. Только вот без хорошей поддержки государства здесь никак. К примеру, возьмём программу самозанятости. На открытие своего дела участникам выделяют почти 60 тыс. рублей. Вы решили построить коровник. Вам этой суммы лишь на одну корову и хватит. На здание и корм нужно будет брать кредит. А кредитов льготных нет…
Экономика общества любой формации проходит через три этапа: торговля и накопление капиталов, организация банковской деятельности, вложения банков в производство. Мы застряли на втором этапе. Капиталы уходят за границу, государство это не регулирует, поскольку необходимости в развитии своего производства, в общем-то, и нет - потребление обеспечивается за счёт импорта. К слову, санкции США и европейских стран вполне могут послужить толчком к развитию нашей экономики.
- Кстати о производстве. Министерство промышленности и торговли выделило несколько проблемных заводов, которые могут начать сокращать сотрудников уже в ближайшее время. На них трудятся 12 тыс. человек. Рынок труда сможет обеспечить их работой?
- Думаю, никакого коллапса не возникнет. Большинство экс-рабочих уедет. Когда закрылся цех алюминиевого завода, целая команда вместе с одним из менеджеров переехала в Саранск, чтобы работать на вагоностроительном заводе. Вероятнее всего, первыми Волгоград покинут бывшие заводчане, имеющие среднеспециальное образование. После «перестройки» в России едва не загубили сеть профучилищ. С тех пор сформировался дефицит людей с рабочими специальностями. Так что сейчас они могут позволить себе выбирать более выгодные предложения, а Волгоград, как я уже говорила, по зарплате проигрывает. На остальных вполне хватит вакансий в той же торговле, так что наш регион с этим проживёт. Другое дело, что Волгоград - часть большой страны. А сможет ли выжить государство, где всё население будет работать в банках и торговых центрах?
Смотрите также:
- Директор соцслужбы Олег Шарашкин: «За 100 лет ночлежки для бомжей стали хуже» →
- Создатель «Клуба миллионеров» расскажет волгоградцам секреты успешных людей →
- Таксист получает в два раза больше рабочего →