Концессии под вопросом? Судьбу электротранспорта Волгограда решала Госдума

Волгоградские активисты – защитники электротранспорта – достучались-таки до Госдумы. Накануне его состояние обсуждали на больших парламентских слушаниях. К чему в результате пришли депутаты и как отзовутся их решения жителям города-героя, разбирался vlg.aif.ru.

   
   

Трамваям пора на пенсию

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, открывая слушания, подчеркнул – развитие городского электротранспорта волнует не только волгоградцев. С тем же вопросом в Госдуму обращались жители Астраханской, Белгородской, Орловской областей. Одной из причин, по которым с улиц городов исчезают троллейбусы и трамваи, спикер назвал отстранённость региональных властей.

«Многие маршруты были закрыты потому, что город не справлялся, а регион отмалчивался вместо того, чтобы взять на себя решение этой проблемы», – заметил Володин.

Цена вопроса действительно высока – стоимость троллейбуса сегодня около 30 млн рублей, сдвоенного трамвая – больше 60 млн. Между тем состояние подвижного состава в городах оставляет желать лучшего.

«Средний возраст троллейбусов, которых в стране осталось 7 910, – 14 лет. Трамваев ещё меньше – 7 428. Их средний возраст – 20 лет. По-хорошему надо списывать. Но ни дотационные города, ни такие же дотационные регионы, которые едва сводят концы с концами, самостоятельно не могут решить этот вопрос», – констатировал спикер.

К тому же, как уточнил министр транспорта Виталий Савельев, в год в России выпускается всего около 200 троллейбусов.

Курс на электротранспорт

Водитель троллейбуса из Орла – участница парламентских слушаний – посетовала: в её городе транспортная инфраструктура изношена на 70%, вместо троллейбусов закупаются автобусы.

   
   

Володин возразил: если речь идёт о развитии городов, ставку нужно делать на экологический транспорт – трамвай, троллейбус, электробус. А заполонившие города маршрутки, которые создают заторы на дорогах – не от хорошей жизни.

В Волгограде от маршруток уходят, но отнюдь не в пользу электротранспорта. Городские власти «прогнулись» в своё время под частную компанию «ПитерАвто». Коммерсанты заполонили город неисправными машинами с истёкшим «сроком годности», у которых, как высмеял их в мае 2017-го камышинский художник-мультипликатор, «то двигатели глохнут, то колёса взрываются»:

От электротранспорта, составлявшего конкуренцию частнику, мэрия как раз в это время начала избавляться. Старт ликвидации троллейбусов был положен в Кировском районе. И, несмотря на активное сопротивление жителей, разорение продолжилось в 2022 году – минувшим летом на маршруте приступили к демонтажу контактной сети. При необходимости, уверяли в горадминистрации, её можно быстро вернуть на место.

Похоже, городские власти поспешили – в федеральном центре сегодня взяли курс на экологичный транспорт. Вопрос в том, кто будет заниматься восстановлением троллейбусного движения в Кировском районе.

Концессии не по карману?

Принимая решение о передаче в концессию имущества МУП «Метроэлектротранс», городские власти убеждали: иначе крупных инвестиций из федерального бюджета не привлечь. И, похоже, лукавили. Вячеслав Володин на парламентских слушаниях чётко обозначил свою позицию по этому вопросу в диалоге с губернатором Курской области Романом Старовойтом.

«Закон предусматривает не только концессию, но и возможность региону самому заниматься решением проблемных вопросов. Сейчас идет тенденция перехода на концессии общественного электротранспорта. Но дальше пойдёт речь о компенсации за стоимость билета, которую вы можете не потянуть. Вы теряете рычаги влияния на стоимость билета, на диалог с участниками рынка», – пояснил спикер.

И привёл в пример именно Волгоград.

Закон предусматривает не только концессию, заметил Вячеслав Володин. Фото: Пресс-служба Государственной думы

«Здесь посчитали, сколько придётся компенсировать – вышло около двух миллиардов. И это только в год, чтобы удержать тариф на несколько лет. Сколько можно купить троллейбусов на эти деньги – даже по 30 млн, или трамваев – даже по 60 млн?», – предложил подсчитать Володин.

Справятся ли власти Волгограда с этой арифметической задачей и какое в конечном счёте примут решение – пока под вопросом.

Тем временем председатель комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичёв обозначил: по подсчётам экспертов, потребуется 500 млрд рублей, чтобы реализовать федеральную целевую программу «Развитие городского наземного общественного электрического транспорта». Но сначала её нужно разработать.

Депутат от Волгоградской области, ещё недавно выступавший за передачу электротранспорта в частные руки, сегодня двумя руками голосует за то, чтобы обновить подвижной состав в регионах за счёт средств из федерального бюджета. Москвичёв также предложил законодательно прописать ответственность федерального центра за развитие городского наземного пассажирского транспорта в регионах.