Примерное время чтения: 7 минут
217

Куда нас вывезет рогатый? Чем обернётся передача трамвая в концессию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Нижнее Поволжье №38 21/09/2022
К работе городского трамвая, включая и линии СТ, у волгоградцев накапливается всё больше претензий.
К работе городского трамвая, включая и линии СТ, у волгоградцев накапливается всё больше претензий. / Виктор Яшуков / АиФ

Практика концессий – частно-бюджетного партнёрства при сдаче в долгосрочную аренду государственного и муниципального имущества – в нашем регионе не нова. 

На днях подобным образом решили вдохнуть новую жизнь в электротранспорт Волгограда. К чему приведёт такой шаг? Разбираемся вместе с экспертами. 

Цена вопроса – 12 миллиардов

В концессии уже отдано водное и тепловое хозяйство города, Центральный парк. С парком в последнее время ситуация вроде наладилась, а вот к коммунальным концессиям претензий у горожан много – это касается и тарифов, и качества услуг, и реагирования на аварийные ситуации.

И вот на очереди электротранспорт. Последние годы МУП «Метроэлектротранс», в чьём ведении находятся трамваи, троллейбусы и линия скоростного трамвая, был убыточным, причём «минус» достигал сотни миллионов рублей. Стремительно ветшала и экономическая база предприятия, включая подвижной состав. 

Разговоры о необходимости частных инвестиций в проблемную сферу возникли ещё несколько лет назад, но теперь план обретает реальность. Инвестором выступила компания «Волгоградоблэлектро», и решение о сотрудничестве с  концессионером уже можно считать вопросом решённым. 15 сентября 2022 г. большинство городских депутатов одобрили проект, согласно которому вся электротранспортная инфраструктура областной столицы передают в пользование концессионеру на 25 лет. 

По информации гордумы, АО «Волгоградоблэлектро» готово заключить соглашение на общую сумму 12 млрд руб. Сюда войдёт безвозмездная субсидия из федерального бюджета на сумму 3,6 млрд руб., 3,16 млрд руб. из регионального бюджета и 5,24 млрд руб. вложит сам инвестор.

Других вариантов нет? 

Власти уверены: проект необходим, так как иначе крупные инвестиции из федерального бюджета не привлечь.

– Кардинально обновить электротранспорт можно лишь за счёт участия в федеральной программе, которая преду­сматривает именно долевое финансирование будущих проектов, – говорит зам­руководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Комлев

Чиновник также сообщил, что в рамках концессионного соглашения речи о развитии скоростного трамвая на юг и строительстве новых подземных станций, к сожалению, не идёт.

– Что касается финансовых затрат, то на покрытие выпадающих доходов на электротранспорт в условиях его убыточной работы мы тратили в год 500–550 млн руб., – сообщил Сергей Комлев. – Эта сумма не будет увеличена и останется в том же объёме.

Также чиновник заверил, что весь персонал транспортного МУП, задействованный в перевозках пассажиров, перейдёт на работу к концессионеру.

Кто против? 

Из представителей власти мало кто пока рискует критиковать идею концессий. 

– Мы уже всё отдали в концессии, при этом услуги не стали качественнее, – высказывает опасение независимый городской депутат Дмитрий Крылов. – Вот передали уличное освещение в концессию. Мне звонили на днях с улицы Пролетарской в Заканалье, жалуются, что у них давно нет света. В чём тогда смысл этой концессии? 

– Заверяю, что над будущим соглашением будут работать лучшие юристы и все обязательства концессионера будут прописаны крайне чётко, – пытается опровергнуть сомнения первый вице-мэр Волгограда Ирина Пешкова. – Многие города – Саранск, Нижний Новгород, Курск, Липецк, Ярославль вошли в концессионные соглашения. Согласна, нужно обсуждать – что в первую очередь отремонтировать, куда именно направить средства. Но у нас есть шанс дать вторую жизнь нашему скоростному трамваю. Надо его не упустить. 

– Тарифы на пассажирские перевозки остаются полностью регулируемыми муниципалитетом, – сообщил ещё один депутат гордумы Руслан Морозов. – Концессионное соглашение гарантирует сохранение муниципалитетом своего имущества и всего приобретенного и реконструированного инвестором. 

Тем не менее, при всех весомых доводах «за», есть и скептики.

– Заявленные 5,24 млрд руб. полноценной инвестицией назвать нельзя ввиду того, что основным акционером АО «Волгоград­облэлектро» является Волгоградская область, – полагает эксперт проекта ОНФ «ЗА честные закупки» Эдгар Петросян. – Данная сумма могла бы пойти в казну областного бюджета. Таким образом, в качестве инвестиций выступают не совсем частные деньги. На мой взгляд, нужно сначала разработать комплексную транспортную схему и только потом приступать к её реализации, а не хвататься сразу за концессию как за спасательный круг.

Общественный деятель, бывший депутат областной думы Михаил Таранцов – противник концессий.

– У частника главная цель – это прибыль, потому я убеждён, что нельзя отдавать в частные руки системы жизнеобеспечения города, тем более миллионного, – высказывается Таранцов. – Ещё года четыре назад депутат Госдумы Москвичёв поднимал вопрос о передаче электротранспорта в частные руки. Но тогда идею не одобрили. Убыточным электротранспорт стал, так как в его развитие не вкладывались необходимые средства. Думаю, если бы сейчас те миллиардные средства, которые готовы вложить федеральный и областной бюджет в концессию, отдали бы городу на развитие транспорта, ситуация бы кардинально изменилась к лучшему. 

Тема возможной новой концессии очень взволновала волгоградцев, обсуждения кипят и на сайтах СМИ, и в соцсетях. Звучит мысль о том, что столь важные решения стоит выносить на общественное обсуждение.

– МУП «Метроэлектротранс» – стратегически важное для миллионного города предприятие, – считает д.э.н., профессор ВФ РЭУ им. Плеханова Игорь Бельских. – Скоротечная отдача его в концессию без широкого, активного обсуждения решения жителями города и экспертами, как минимум, требует проверки.

Также Игорь Бельских высказывает опасения, которые волнуют горожан больше всего – а что будет с тарифами на электротранспорт? Понятно, что они повышаться будут, так как дорожает всё. Вопрос в том, какие аппетиты в этом вопросе проявит новый транспортный концессионер, и в какой степени мэрия, как обещает, будет держать болезненный вопрос под контролем. 

– Скоростной трамвай – особая достопримечательность Волгограда, – говорит профессор Бельских. – Очень не хотелось бы его потерять. Искренне надеюсь, что в данном случае интересы общественности и рядовых жителей будут максимально учтены. 

Мнение о необходимости обсуждения подтверждают и волгоградские активисты (их ролик размещен в YouTube на канале «Электротранспорт Волгограда»). Они сомневаются, что концессионер займется активным развитием инфраструктуры.

Что обещает сделать концессионер?

  • Завершить модернизацию линии СТ, обновить трамвайные пути по всему городу. В первую очередь модернизация затронет трамвайные линии на улицах Ангарской и Буханцева, где курсируют трамваи маршрутов №№ 1, 2, 3 и 4. 
  • Приобрести 31 единицы нового подвижного состава.
  • Продлить линию СТ на 5 км в сторону Нижнего Тракторного. 
  • Обновить подземные станции линий СТ, включая замену эскалаторов. 
  • Увеличить среднюю скорость трамваев по всем маршрутам, повысить комфорт пассажиров, снизить шум при движении. 

Особое мнение. Член регионального штаба ОНФ  Армен Оганесян: «В решении отдать одну из важнейших систем жизнеобес­печения миллионного города в долгосрочные арендные отношения можно усмотреть желание городских чиновников снять с себя ответственность за управление общественным транспортом. Если бы власти захотели реально развивать электротранспорт, они бы смогли это сделать собственными ресурсами, без опоры на посторонние проекты и финансовые программы. Сегодня областная столица вполне неплохо финансируется по всем направлениям, включая федеральное и региональное участие.

Реально и опасение, как бы концессионер вместо реального развития ни стал бы усиленно имитировать работу, как это мы могли наблюдать на примерах концессий в сфере ЖКХ. 

Ещё лет 15 назад местный общественный транспорт имел вполне приличное материально-техническое состояние, но его перестали развивать в угоду пришедшей в город частной автобусной компании – «Питеравто». 

Концессии – лишь один из инструментов влияния на ситуацию, но вовсе не антикризисная панацея. Особенно, когда подобный кризис во многом рукотворный».

Комментарий. Эксперт по транспорту Виктор Коваль: «Реформа местного электротранспорта давно назрела. Даже скоростной трамвай статусу современного и комфортабельного транспорта не соответствует. Достаточно проехать на тех трамваях отечественного производства, которые закупались к открытию второй очереди подземки и к ЧМ-2018 по футболу – современный трамвай так ехать не должен! Вагоны трясёт, они грохочут, скрипят и издают немыслимые звуки.

Надеюсь, работа концессии будет выстроена должным образом, чтобы не вышло как в Воронеже, где трамвай и троллейбус попросту умерли почти сразу после передачи электротранспорта в частные руки». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах