10 декабря 2011 года в Волгограде прошёл один из крупнейших митингов со дня образования новой России. 10 декабря на площадь Павших Борцов вышло около двух тысяч человек. В течение года акции протеста повторялись не единожды, но потихоньку кривая народной активности сошла на нет. Почему же?
Публичность нынче в моде?
Политолог Александ Сайгин проанализировал 66 акций протеста, прошедших на территории Волгоградской области в период с 10 декабря 2011 года по 1 декабря 2012 года. В своём докладе по итогам исследований он отметил, что «в 2012 году в Волгоградском регионе превалировали протестные акции социального характера (49,2%). Жители Волгоградской области протестовали против мер по борьбе с чумой свиней, плохих дорог, нехватки мест в детских садах и пр. Почти вдвое меньше зарегистрировано акций политического характера (25,4%). Отличительной особенностью прошедшего протестного года стало слияние политического и социального протестов, выдвижение лозунгов смены главы региона, формирование новых групп внесистемной оппозиции».
Ещё одной отличительной чертой политической жизни 2012 года стало возвращение публичной политики. Акция «Три поросёнка», проведённая молодёжным крылом волгоградского обкома КПРФ в приемной главы области, наделала много шума. Напомним, молодые люди, переодетые в костюмы поросят, требовали от губернатора навести порядок с чумой свиней. Были и другие яркие акции с покрышками, с яркими лозунгами, провокациями и тем не менее все меньше и меньше людей стали ходить на акции протеста (см. график). Вряд ли мы стали лучше жить.
Политика – шоу для богатых
– Толпа любит новенькое, повтор ее не интересует, – считает эксперт-психолог Ксения Магнитская. – Год назад этот уличный протест против выборов был людям в новинку, они пришли выплеснуть своё возмущение и поучаствовать в чем-то новом, интересном. Но больше ничего нового им не предлагают. Большой политики у нас тут и не было, это был повод выплеснуть раздражение. Вроде как раньше стенка на стенку ходили подраться. Лозунги, которые выдвигали лидеры этих протестов, были не конструктивны, толпа интуитивно поняла их популизм, и ей стало не интересно. Ори не ори – ничего не меняется! Для того чтобы некое движение шло вперед, нужны конструктивные лидеры, а их нет. Даже те, из внесистемной оппозиции, кто метит в лидеры, понимают, что менять что-то всерьез – это революция и гражданская война. А это страшно. А если менять что-то сверху, то нужен Пётр Первый. А его нет. У нас вообще некий кризис личностей, ярких лидеров, на всех уровнях власти. Надо сказать, что личности появляются в переломный кризисный момент. У нас же все относительно стабильно: войны нет, голода нет, разрухи нет. Разруха пока только в мозгах. Политика сейчас – шоу для богатых. Толпа видит, как сажают высокопоставленного военного, и для неё это шоу, а это самый верный способ её отвлечь и успокоить. Ведь интеллекта у толпы, как известно, нет.
С тем, что у оппозиции нет ярких лидеров, согласны и другие политологи. «Все акции протеста были организованы людьми, которые душой не болеют за свою страну. Активисты практически ничего не могли предложить, кроме лозунга «Долой, Путин». А взамен ничего не предлагают», – отметил политолог Виталий Арьков.
Быть может, люди просто видят, что те «лидеры», что пытаются вести за собой, просто хотят во власть. А от перемены слагаемых ситуация не меняется. Ведь нужно кому-то просто решать проблемы, а не кричать о них с трибун и плакатов. Впрочем, Александр Сайгин предрекает, что недовольство народа будет расти, а вместе с ним и протесты. Только во что это может вылиться в следующий раз?
Смотрите также:
- Репортер «АиФ НП» смотрел, как мэрия Чикаго сажает деревья и собирает у жителей оружие →
- Роман Гребенников: «В 2012 году у нас будет другой губернатор» →
- Волгоградская «элита» напоминает античных богов →