Своих нет. Что будет с Волгоградской областью, если введут ценз оседлости

В Госдуме рассматривается законопроект о введении ценза оседлости для депутатов и губернаторов. Согласно нему, депутаты региональных заксобраний, которые будут избираться по одномандатной системе, смогут победить на выборах только при условии, что они проживали на территории соответствующего субъекта страны не менее 8-10 лет. Схожие нормы коснуться и тех, кто претендует на пост губернатора.

   
   

По мнению одного из авторов законопроекта депутата Госдумы Евгения Федорова, новый закон призван обезопасить субъекты от  «случайных» управленцев, совершенно не владеющих местной ситуацией, не способных оценить особенности региональной проблематики.

Волгоградский политолог Константин Глушенок считает, что данный законопроект, принятие которого может состояться нынешней осенью или зимой, пока соткан из ярких противоречий.

«Нужно разделить два совершенно разных аспекта, которые в новом законопроекте почему-то сведены воедино, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «АиФ-Волгоград» политолог. – Ценз оседлости для губернаторов и ценз оседлости для депутатов всех уровней, начиная с уровней муниципалитетов. Это совершенно разные категории. Если для депутатов всех уровней введение нормы ценза будет весьма полезно, то применение данной нормы при организации выборов глав регионов может обернуться настоящей катастрофой. Возьмем, например, Волгоградскую область. Если исключить гипотетически из-за соображений ценза оседлости того же Андрея Бочарова, выборы как таковые можно и не проводить. Местные элиты и сообщества ничего внятного на пост главы региона пока предложить не могут.

Последний сильный губернатор из местных политиков и управленцев всем известен – Иван Петрович Шабунин, но это дела давно минувших дней. Все остальные местные претенденты, даже если и займут каким-то чудом пост главы региона, не смогут договориться ни с местными группами влияния, ни с таким «камнем преткновения» для всех политических фигур Волгограда, как силовики. Это будет настоящая управленческая катастрофа для нашего региона!»

Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:

«Это странная идея. Мы все граждане одной страны и имеем равные права. О каком цензе оседлости может идти речь? Конечно, варяги не всегда хорошо себя проявляли в качестве губернаторов, но каждый случай уникален. У управленцев со стороны есть свои плюсы и минусы. В Волгоградской области трудно найти хорошего руководителя. Например, Бровко, который был практически местным. Насколько он был эффективным губернатором? Когда речь шла о том, что Боженова в скором времени «уйдут», было много рассуждений, кто из волгоградских политиков мог бы возглавить область. И, как мне кажется, достойного варианта так и не нашлось. Помимо Волгоградской области есть и другие регионы, в которых не выросли собственные управленцы. Ценз для них будет абсолютно губителен. Если делить людей на местных и понаехавших, в стране может начаться раскол».

   
   

В ситуации управленческого голода в регионе практически закрыт путь в большую политику для тех, кто не является представителем ведущих партий. Политические силы, не представленные в Госдуме, практически не могут выставить своих кандидатов на губернаторских выборах из-за «муниципального фильтра». Подписи за кандидата должны поставить 5% депутатов (266 человек) из 29 муниципалитетов. Получишь - идёшь на выборы и борешься. Не выйдет - нет у тебя популярности. А значит, и выдвигаться не стоит. «Преодолеть фильтр невозможно, - считает Галина Болдырева, лидер местного отделения «Яблока». - Почти везде в муниципалитетах сидят ставленники «Единой России». Ясно, что оппозицию они не поддержат». Вот и получается, что выбирать не из кого.

Инна Прихожан, политолог:

«Кто-то из великих мира сего сказал, что если общество пренебрегает талантами, они уходят. В нашем регионе в течение многих лет зачищали политическую территорию и освобождались от людей, которые могли вырасти если не в политических руководителей, то хотя бы в административных и общественных управленцев. В результате сегодняшняя ситуация с управленческими кадрами в области очень напоминает известную фотографию времен Великой Отечественной войны, на которой изображены партизаны: дед в ватнике и внучок 14-15 лет с огромным автоматом - иными словами, старый да малый. У нас есть люди, которых нужно растить, но нет политических лифтов, которые бы их продвигали».

Смотрите также: