Есть такое мнение, что если в селе нет своей школы, то скоро не будет и села. Ещё недавно найти кадры для работы в сельских школах было практически невозможно. Сейчас ситуация меняется. «В нашей педагогической семье прибавилось учителей», - с гордостью говорят в поселковых администрациях.
Мы узнали, что привлекает и что отпугивает молодых учителей в сельских школах, с какими трудностями они сталкиваются на работе, уважаема ли сейчас профессия педагога и не только.
Три компьютера на школу
Анне Тарасовой 23 года. В 2016 году она окончила ВолГУ, выучившись на филолога, и отправилась работать в сельскую школу учителем начальных классов.
«После выпускного поехала работать в Терсинскую СОШ, расположенную в селе Терса в Еланском районе. Почему именно туда? Потому что сама родом оттуда, а ещё там остались жить родители, всё родное. В учителя пошла потому, что меня вдохновила педагогическая практика в вузе, - рассказывает Анна. - Большой плюс сельских школ - низкая наполняемость классов. В моём было всего 15 человек, это очень удобно, к каждому можно найти подход, всех опросить во время урока, не так долго проверять тетради».
Дети у Анны были непростые, но, как она рассказывает, интересные. Большая часть коллег - педагоги в возрасте. «Ещё пять человек были чуть старше 30 лет. А совсем молодых, как я, всего двое, кстати, все мы в своё время учились в этой школе и просто вернулись туда после вуза, а вот приезжих не было вообще. Коллеги все знакомые, многие - мои учителя. С одной стороны, это здорово, есть помощь, но есть и минус - ты всегда для них ученик, а хочется тоже почувствовать себя взрослым педагогом», - вспоминает Анна.
Непросто и с техническим оснащением, ремонтом, конечно, учителям хотелось бы большего, но в школе Анны было три компьютера, пара ноутбуков и проекторов. Ещё недавно не мечтали и об этом.
В прошлом году в области была полностью решена проблема тёплых туалетов - теперь они есть в каждой школе. По большой федеральной программе отремонтировали и большую часть сельских школьных спортзалов.
Зарплата в сельских школах, как считает Анна, приемлемая для нашего региона. «Были даже премии, которые зависели от твоих успехов на работе», - поясняет Анна.
На работу за 50 километров
«Чаще всего среди молодых учителей недавние выпускники вузов. Они возвращаются в родные села пожить с родителями, чтобы не тратиться на жильё, наработать стаж и получить опыт. Молодым педагогам даются подъёмные, - рассказывает 38-летняя учительница Наталья Рудова из Чернышковского района. - Минимальная зарплата у сельских учителей - 11 500 рублей. Зарплата педагога состоит из таких частей, как основная ставка, надбавка за стаж, надбавка за напряжённость (учитывается образование, стаж работы), процент от рейтинга школы и рейтинга учителя, который, к примеру, зависит от того, как дети сдают ЕГЭ».
Наталья работает в районной школе, которая считается ресурсным центром. «Она у нас поновее, чем остальные школы и довольно оснащённая - к примеру, все начальные классы занимаются в кабинетах с интерактивными досками. Вообще в этом плане работать на селе сложнее, чем в городе, не везде есть интернет. Педагогам приходится больше проявлять себя творчески, чтобы дать детям больше знаний, восполнить отсутствие техники. Со школьниками на селе легче, у них горят глаза, они стремятся учиться. Часто в сельских школах учат до 9-го класса, а 10-11-й класс они учатся у нас, переезжают ради этого, живут у родственников», - рассказывает Наталья.
Молодых учителей у неё в школе мало. Средний возраст её коллег - 45-50 лет. Молодых, т.е. тех, кому ещё нет 35 лет, трое. «Уже два года в наш район не приезжало ни одного нового молодого педагога. Большой дефицит кадров - у нас есть 70-летняя учительница химии, которая преподает в трёх школах, потому что «химиков» очень мало. Есть у нас молодой учитель, который ездит на работу из другого посёлка - 50 километров в одну сторону, это очень тяжело», - рассказывает Наталья.
Да, трудно, да непросто, но что-то же движет молодыми выпускниками педагогических вузов, когда они идут преподавать в школу.
Так, Анну Тарасову привлекала возможность творчески проявить себя. «А ещё что-то придумать интересное для урока и общение с детьми. Здорово видеть, когда у них получается чему-то научиться», - отмечает девушка.
«Когда мы, молодые учителя, приходим в школу, порой сталкиваемся с непониманием в обществе: «Зачем тебе это надо?», «Там же мало платят», - рассказывает молодой учитель истории из казачьего кадетского корпуса им. Недорубова Александр Крепчук. - Мало кто понимает, как это интересно - работать с детьми, видеть их глаза. Ты для них не просто учитель, не просто даёшь знания, ты их наставник, ты образец для подражания, ты второй отец. Они приходят ко мне с вопросами, с которыми не могут справиться дома, просят совета, как решить проблему. Такое доверие дорогого стоит. Нельзя их подвести».
Помощь молодым учителям
Всего в регионе работает 39 тысяч педагогов. Из них почти 19 тысяч - в школах.
«На повышение уровня профессионального мастерства и помощь педагогам направлены ежегодные конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Педагог-психолог года», «Лучший педагог дополнительного образования». Больше 10 лет есть грантовая поддержка молодых педагогов: ежегодно лучшим учителям региона вручается грант Президента Российской Федерации и премия губернатора Волгоградской области», - рассказали в областном комитете образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области.
А накануне нового года в регионе состоялся III Межрегиональный образовательный профсоюзный форум молодых педагогов «Ступени роста». На протяжении двух дней для участников из Республики Калмыкия, Краснодарского края, Астраханской и Волгоградской области проходили мастер-классы, дискуссии и интерактивные лекции. Участниками мероприятия стали 270 представителей сферы образования Южного федерального округа. Участие в форуме приняли и 150 сельских молодых учителей.
Обеспечение школ молодыми кадрами - в первую очередь задача муниципального района. Там, где глава активный, будет и школа сильная, и молодые педагоги преподавать. Существует программа целевого набора, по которой ребята, отучившись в Волгоградском социально-педагогическом университете, после окончания вуза возвращаются обратно в свой район уже молодыми специалистами.
«Сегодня целевой набор - это эффективный инструмент закрепления кадров. Особенно он актуален для сельских территорий, - отмечают в пресс-службе ВГСПУ. - На сегодняшний день он очень востребован. По данным на 1 июня 2018 года, вуз получил заявки на выпускников от 61 организации.
При том, что учредителем утверждено 32 места для целевого приема ВГСПУ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Наибольшее количество заявок на обучение специалистов по целевому набору поступило из Калачёвского, Новониколаевского и Клетского районов».
В минувшем году абитуриенты-целевики чаще всего поступали учиться на такие профили подготовки, как «Начальное образование», «Английский язык. Немецкий язык», «Биология, химия», «История, обществознание», «Русский язык. Литература». Вуз принял на эти направления 32 человека. Кстати, в 2016-2017 годах направления на работу по окончании обучения в университете получил 61 выпускник. Количество целевых мест в вузе определяет Минобрнауки РФ.
Кстати
На что могут претендовать молодые педагоги в сельской местности:
- единовременное пособие в размере 15,5 тысяч рублей при объёме нагрузки не менее полставки по занимаемой должности;
- доплата в размере 25%;
- компенсация оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;
- ежемесячная надбавка к окладу (тарифной ставке), причём молодым специалистам, окончившим вуз с отличием, повышенная надбавка составляет 1550 рублей.
По региональному закону «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих посёлках Волгоградской области»
Материал подготовлен в рамках проекта «Новый день»
Смотрите также:
- О зарплате, детях и стереотипах. 8 вопросов учителям трех разных поколений →
- У каждого учителя будет планшет. Директор «Долины знаний» о своей школе →
- Волгоградские первоклашки идут в железнодорожники →