В школу без стресса. Как помочь первокласснику влиться в учебный процесс

Главное – чтобы ребёнок был научен и хотел учиться. © / Виктор Яшуков / АиФ-Волгоград

Первоклашки – счастливые дети порой только в песнях и на фотографиях со школьной линейки. В реальности же поступление в школу часто приносит ребёнку немалый стресс. Как помочь своему первокласснику влиться в учебный процесс, vlg.aif.ru рассказывает завотделением медико-психологического консультирования Волгоградской областной детской клинической психиатрической больницы», медицинский психолог Елена Михайленко.

   
   

Всегда готов?

Некоторые взрослые считают, что психологическая готовность к школе – это умение ребёнка читать, писать и считать. На самом же деле главное – чтобы ребёнок был научен и хотел учиться, у него была сформирована учебная мотивация. Формируется она в несколько этапов.

Первый – внешне-социальный, появление у чада внешних атрибутов школьной жизни: портфеля, школьной формы, тетрадок. Мы говорим вчерашнему дошколёнку: «Ты уже такой большой, скоро пойдёшь в школу, давай купим тебе настоящую школьную форму!» или «Вот твой портфель, давай вместе его наполним». Это своеобразная база, на неё, как на ёлочку, «вешаются» остальные нюансы.

Второй этап – психологический: ребёнок говорит «Я хочу в школу, чтобы учиться и узнавать новое». Это и есть учебная мотивация. Есть ещё не учебная – когда малыш хочет в школу, чтобы играть с ребятами. Это мысли психологически недозревшего ребёнка, но и это тоже не плохо!

Что не надо делать взрослым

Не надо всё лето готовить ребёнка к школе – заставлять читать, решать примеры и так далее. Лучше дать отдохнуть физически и морально, оздоровиться, насладиться играми, природой, активностью.

Не стоит рассказывать ужастики из собственной школьной жизни или наоборот – как раньше было замечательно, и как сейчас плохо.

Советуем воздержаться от желания записать ребёнка сразу во все доступные кружки и секции. У чада должно оставаться время на отдых, игры и «ничегонеделанье».

   
   

Точно не стоит ревновать к учителю, когда сын или дочка начнут вас исправлять, мол, «Ты говоришь неправильно, учительница сказала делать вот так». Это вовсе не значит, что ваше чадо стало любить вас меньше. Это значит, что в его жизни появился новый социальный взрослый, очень важный на данном этапе. И ориентация ребёнка на такого взрослого – это отличное достижение для первоклашки!

Не надо чересчур волноваться.

«На самом деле стресс первоклассника – позитивный, он мобилизует все физические и психические силы ребёнка на успешную адаптацию, обучает его интегрироваться в новую жизненную ситуацию. Ничего плохого не происходит. А главная тревога родителей – насколько их ребёнок впишется в коллектив и в учебную ситуацию – часто преувеличена. Вписываются практически все дети, исключение составляют единичные случаи», – поясняет Елена Михайленко.

Что можно и нужно сделать

Взрослый может помочь ребёнку доформировать усидчивость и волевое поведение. Ведь в школе от него будут ждать выполнения конкретных требований: сиди спокойно, не отвлекайся, посмотри на доску, выполни задания. Для тренировки подойдут настольные игры на 40-50 минут (примерная продолжительность урока), и игры по определённому образцу: попрыгай три раза на двух ногах, один раз на правой, два раза на левой; обведи три клеточки вправо, две клеточки вверх, и так далее. Но не дольше пяти минут за раз!

Нужно, учитывая темперамент ребёнка, слишком активных деток, «без границ», учить играть по правилам, соблюдая их в течение некоторого времени – 10-15 минут.

С тревожными детьми важно обговорить и проработать все нюансы будущего школьного быта: заранее, до начала учебного года, прийти в школу, вместе найти нужный кабинет, обсудить, как взаимодействовать с другими детьми и учителем, что делать, если во время урока ребёнок захотел в туалет, если забыл ручку или потерял тетрадь; вместе найти туалет, и пусть ребенок в вашем присутствии им воспользуется. Так в голове малыша сложится алгоритм действий в разных ситуациях, это снизит его внутреннюю тревогу.

Можно почитать с детьми психотерапевтические сказки для первоклашек, где героями часто являются зверушки или такие же дети.

Отличный вариант – придумать и создать условный «узелок на память», как эффект присутствия родителя рядом. Это может быть вырезанное из бумаги сердечко, положенное ребёнку в карман, которое он сможет потрогать, если вдруг начнёт волноваться. Другой вариант – «Держи мой поцелуй»: перед выходом из дома мама целует малыша в ладошку, и этот поцелуй остаётся с ним в течение всего дня.

В последние 2-3 недели летних каникул стоит начать соблюдать режим дня, аналогичный тому, что начнётся у ребёнка в учебном году.

Разрядка после школы

Путь из школы до дома ребёнку очень рекомендуется проходить пешком, не на машине. При этом важно дать ему физическую разрядку, спровоцировать его на то, чтобы пробежаться, попрыгать, поиграть, покричать, посмеяться. Ребёнок остро нуждается в выплеске энергии после трёх-четырёх уроков, которые провёл сидя, молча и не нарушая дисциплину. Чтобы выполнять все школьные требования, дети вынуждены использовать огромные волевые ресурсы и прилагать чрезмерно много усилий. Эти затраты важно восполнить физической активностью.

Правила диалога

Встречая ребёнка из школы по окончании уроков, взрослому желательно так выстаивать с ним диалог, чтобы он мог поделиться своими впечатлениями. Не стоит спрашивать «Как прошёл твой день?» или «Что сегодня было в школе?». Малышу сложно оценить свой день по каким-то критериям и сложно упомнить всё, что произошло за пять часов учёбы.

Чтобы получить важную информацию, вопросы нужно задавать по-другому:

  • Что самое интересное было сегодня в школе?
  • Кто сегодня из детей был самым весёлым? А грустным?
  • Какую песню вы пели на занятии?
  • С кем ты сегодня дружил?
  • В какие игры вы играли?

Вопросы, предполагающие конкретные ответы, дадут ребёнку возможность поделиться и рассказать дальше – об интересных или внештатных ситуациях школьного дня.

Быть чуткой метеостанцией

В период адаптации ребёнка к школе – да и в любой другой период – родителю важно прислушиваться к своему чаду, тонко чувствовать изменения в его настроении, быть начеку. Если есть поводы для волнения, если возникают проблемные ситуации, важно не отмахиваться от них, а вмешиваться и оперативно решать.

«Конфликт со сверстниками ребёнок может урегулировать самостоятельно или с помощью учителей, но разобраться со взрослыми, стоящими над ним, он не в силах. Ведь в школе ребёнок всегда находится в позиции ребёнка, то есть, подчинённого. Вариант «пусть сами разбираются» – не лучший в этом случае. Представьте, что взрослый человек пришёл на новую работу, но не сошёлся характерами с начальником или коллективом. Он всегда может уволиться и пойти на другую работу. Ребёнок же так уйти не может», – поясняет психолог

Важно вступить в диалог с обеими сторонами, выяснить, в чём состоит проблема. При необходимости следует обратиться в школьную службу медиации (примирения). Не стоит обсуждать конфликт в родительских школьных чатах или вступать в перепалку. Если все испробованные способы не помогли, возможно, решению конфликта поможет перевод в другой класс, в другу школу. В любом случае задача родителя – защитить интересы ребёнка, быть с ним по одну сторону баррикад.

Пожелания первому учителю

Напоследок – пожелания педагогам. И тем, которые взяли в этом году новеньких первоклашек, и всем остальным представителям этой прекрасной профессии.

Педагог – это проводник маленького человека в большую жизнь. Хочется, чтобы каждый учитель помнил о своей высочайшей ответственности. О том, что его действия, слова и поступки формируют личность ребёнка, обеспечивают его успешную адаптацию не только в школьной жизни, но и среди сверстников. Что важны не только оценки в дневнике, но и оценки, высказанные словами: если учитель даёт негативную оценку ребёнку, к нему начнут также относиться и дети в классе.

Учителям можно только пожелать терпения, терпимости, любви, творчества, желания и возможности находить подход к каждому своему ученику, даже если это требует поиска нестандартных путей.