...Закончился урок, распахнулась дверь класса и тихий школьный коридор наполнился детскими голосами. «Здравствуйте!», «А вы кто?», «А что это у вас?» – засыпали вопросами окружившие меня первоклашки.
Мне тоже интересно – не каждый день приходится посещать «Доброшколу». Какое оно, образовательное пространство нового типа для ребят с ограниченными возможностями здоровья?
Директора – на камчатку
– Здравствуйте! Я журналист, а это – диктофон, – отвечаю ребятам.
Первоклашки наперебой называют имена, а потом с восторгом прослушивают запись: «Это я», «А это я!». Перемена заканчивается, малышню уводят на занятие. Остаёмся с логопедом Еленой Сосновцевой.
– Год назад, – объясняет она, – некоторые ребята не могли произнести и слова. Сегодня они умеют строить фразы, пусть совсем простые, могут ответить на вопросы. И если монологическая речь у них пока не вполне развита, то в диалоге общаются с удовольствием, в состоянии объяснить, чего они хотят.
Волгоградская школа-интернат № 6 – для особых детей, от рождения страдающих тяжёлыми нарушениями речи вплоть до немоты.
– С 2013 г. мы открыли ещё и отделение для детей с нарушениями зрения, – рассказывает и. о. директора Наталья Мещерякова. – У нас семейная атмосфера – в школе немногим больше 200 учеников. Кто издалека, остаются ночевать в течение недели, остальных родители ежедневно привозят утром и забирают вечером.
Наталья Юрьевна работает в школе почти четверть века, год – в качестве руководителя. В этом статусе ей выпало реализовать проект «Доброшкола».
Для начала пришлось делать ремонт. К перестройке школы подошли кардинально – отдали под «Доброшколу» целый блок. Чтобы не нарушать её единства, выселили из своих кабинетов «на камчатку» директора и завхоза и организовали в этих помещениях кабинеты психолога и мастерскую декоративно-прикладного искусства. Здесь же три новых кабинета учителей-логопедов, оборудованные новейшими программами и техникой, кабинет дефектолога, швейная мастерская, мастерская робототехники и фотовидеостудия с зоной для анимации.
– До школы-интерната я работала в обычном образовательном учреждении, – делится психолог Кристина Горелова. – Там близко не было условий, какие созданы в нашей «Доброшколе». Маленькая комнатка, кипа бумаг, которые ученики заполняют, проходя тесты. Потом их долгая обработка. Сегодня у нас просторный светлый кабинет, столы с планшетами, смарт-доска, на которой мы с ребятами смотрим фильмы, презентации, разгадываем кроссворды. Для индивидуальных консультаций – уютный диван, для групповых занятий – удобные стулья.
Задача Кристины Айказовны – сориентировать своих подопечных в море профессий.
– В помощь нам – компьютерные программы, – говорит психолог. – Школа приобрела их в рамках проекта. Ученики заполняют тесты и тут же получают рекомендации, в какой сфере им лучше искать себя. Такой подход к профориентации куда интереснее для ребят, чем разговоры о том, каких специалистов выпускают колледжи, техникумы, вузы нашего региона.
Новейшие технологии доступны ученикам школы-интерната и в других кабинетах. Мальчишек увлекает робототехника – для этого в рамках проекта приобрели суперсовременные конструкторы. На занятиях школьники не только собирают и программируют роботов – они общаются, тренируют мелкую моторику. С роботами на «ты» ученики всего несколько месяцев, а один из девятиклассников уже твёрдо решил – своё будущее он свяжет с IT-технологиями.
Девочек больше привлекает швейная мастерская. Не каждая современная женщина может прострочить ровный шов. А воспитанницы школы-интерната № 6 уже самостоятельно сшили занавес для актового зала. Сейчас под руководством педагогов шьют шторы для окон, осваивают вышивку. Швейные машины, на которых они практикуются, настраиваются с помощью компьютерных программ.
В компании бегемотика
Обучение в школе-интернате и до участия в проекте «Доброшкола» было на высоте.
– Хотя наше учебное заведение считается коррекционным, мы даём ученикам цензовое образование, – поясняет руководитель учреждения Наталья Мещерякова. – Их знания равноценны тем, что получают обычные школьники. ГИЭ наши дети сдают вместе с выпускниками лицеев, гимназий, и у нас всегда 100%-ная успеваемость. Все наши девятиклассники поступают в колледжи и получают профессии, востребованные на рынке труда.
Сегодня процесс обучения стал интереснее и для детей, и для взрослых.
– В школе я работаю 27 лет, и мне есть с чем сравнивать, – говорит логопед Елена Сосновцева. – Раньше пособия к каждому занятию педагоги делали своими руками. В рамках проекта «Доброшкола» мы получили современные логопедические тренажёры, игры. Дети занимаются с ними с большим удовольствием и увлечённостью.
Осваивать технику речи малыши начинают с артикуляционной гимнастики. Прежде логопеды показывали им упражнения. Сейчас тренировки проходят под руководством бегемотиков – ярких перчаточных игрушек, которые педагог надевает на руку. И многоразовое повторение одних и тех же движений превращается в игру.
– Всё чаще в школу поступают неговорящие дети, – делится Елена Александровна. – В работе с такими малышами важно постоянно удерживать их внимание, чтобы они не теряли интерес к занятиям. В помощь нам и логопедические сундуки со множеством наглядных материалов, и компьютерные программы.
Для детей, страдающих оптической дисграфией, зрительно путающих буквы, школа приобрела логопедическую программу «Море словесности». Благодаря участию в федеральном проекте эта методика преодоления нарушения письма стала доступна школьникам.
Для незрячих и слабовидящих детей закупили тактильные и световые панели, говорящий определитель цвета, компьютеры с программой голосового сопровождения, портативный дисплей Брайля, с помощью которого появилась возможность чтения плоскопечатного текста с экрана компьютера.
«Готовим к жизни»
Техническому оснащению школы-интерната позавидуют многие обычные учебные заведения. Важно, что кабинеты не простаивают – пользуются ими все без исключения школьники.
Гордость руководителя школы Натальи Мещеряковой – мастерская декоративно-прикладного искусства, которая и в самом деле похожа на мастерскую живописца, где осваивают азы творчества юные таланты. А к современным технологиям ребята приобщаются в фотовидеостудии, где установлены два мультистанка – для создания плоских и объёмных мультфильмов.
– Пока дети только пробуют себя в этих техниках, – говорит педагог Андрей Иванов. – Но мы уверены – скоро у них появятся свои творческие идеи. А в будущем они смогут создавать яркие и интересные мультфильмы.
Наталья Юрьевна подчёркивает – дополнительное образование в школе ввели не только ради разнообразия учебного процесса. Цель педагогического коллектива – подготовить школьников к жизни.
– Мы понимаем, что нашим детям будет сложнее найти своё место во взрослой жизни, чем выпускникам обычных школ, и стремимся создать им такие условия, в которых они, обучаясь, будут приобретать профессиональные навыки.
Кто получит новое оборудование?
В 2020 году современные мастерские и предметные кабинеты открыли в волгоградских школах-интернатах № 3 и № 4, в нынешнем – в Михайловской школе-интернате для детей с нарушением зрения.
О желании принять участие в проекте «Доброшкола» заявили школы-интернаты № 2 и № 5. Всего в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» до 2024 года в Волгоградской области планируется обновить материально-техническую базу в 13 коррекционных образовательных учреждениях.
Материал подготовлен в рамках проекта «Ступени в будущее»