Примерное время чтения: 6 минут
229

«Подарите скелет». Директор ДШИ о талантах, бездарностях и культурной среде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. АиФ-Нижнее Поволжье №1-2 11/01/2023
В художественной школе сейчас занимаются 330 детей.
В художественной школе сейчас занимаются 330 детей. предоставлено героем публикации.

2023-й пройдёт в России как Год наставника и педагога. С каким настроением встречают этот год сами педагоги и чего от него ждут? Об этом «АиФ»-НП побеседовал с руководителем детской художественной школы № 1 им. В. В. Фёдорова, профессором, искусствоведом Лидией Ишковой

Выбор вопреки

– Лидия Леонидовна, завершился Год нематериального культурного наследия. Его гармонично сменил Год наставника и педагога.  И то, и другое имеет прямое отношение к работе  возглавляемой вами детской школы искусств...

– Да, это всё взаимосвязано, и я очень рада, что такие непростые темы поднимаются на самом высоком уровне.  Культура, искусство, любовь к Родине всегда шли рука об руку, и сейчас самое время об этом вспомнить. 

Минувший год был для нас удачным – наша школа  приняла участие во всероссийском конкурсе. Мы вошли в число восьми финалистов – лучших детских  школ искусств России. 

– Сегодня вы сами прославленный педагог. А кто помог вам в своё время выбрать профессию?

– Так получилось, что этот выбор произошёл не благодаря,  а вопреки: в моей семье никто не имел отношения к искусству. Нужный вектор задала учительница литературы, я её вспоминаю с теплотой и благодарностью. Инесса Маркелова,  хотя и была идейной коммунисткой, часто знакомила нас, своих учеников, с творчеством запрещённых тогда авторов. Она же взяла на себя нелёгкий труд читать нам лекции по искусству. 

В итоге я решила поступать в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Приехала  подавать документы и... испугалась своего выбора – слишком уж пафосно выглядела вывеска прославленного вуза. От бегства удержала мама, сказала: надо пробовать. В результате я поступила достаточно легко, зато потом пришлось неоднократно доказывать себе и окружающим серьёзность намерений.

– Кто-то в вас сомневался?

– Дело в том, что мы, «общежитские», сильно отличались от сокурсников – детей из ленинградских элитных семей, знающих по нескольку языков, прекрасно разбирающихся в жизни. Поэтому пришлось завоевывать место под солнцем тяжёлым трудом.  Но было и много радостей. Навсегда запомнилась летняя практика, когда меня направили в пушкинский музей-заповедник Михайловское и незабвенный Семён Степанович Гейченко придумывал мне работу, чтобы хоть чем-нибудь занять практикантку. А на 4-м  курсе будущие искусствоведы ездили в Германию, обойдя своими ногами все тамошние музеи и картинные галереи…

– Знаю, что вам пришлось пережить достаточно драматический момент, когда уже в Волгограде вы стали главным хранителем музейно-выставочного центра…

– Да, музей находился тогда в центре «Меркурий» (сейчас это исключительно офисный центр. – Авт.). Крест на нём поставил бывший чиновник, который в один момент забрал один из залов и практически выставил на улицу коллектив музейно-выставочного центра вместе с экспонатами. Он предложил нам в виде компенсации какое-то полуфиктивное трудоустройство, но я отказалась сразу…

«Наши дети поступают без проблем»

– Сколько детей сегодня учится в вашей школе?

– Сейчас в школе учатся 330 детей. Радует, что многое нам удаётся делать за счёт внебюджетных доходов: педагоги проводят мастер-классы, занятия для желающих попробовать свои силы в рисунке.

А несколько лет назад мастерство наших юных художников смог оценить весь город: по заказу Ростелекома ребята расписали шкафы с оборудованием. Получилось очень красиво и необычно. 

– Современная детская художественная школа – в чём её особенность?  

– Сейчас мы работаем в условиях, когда вокруг очень много информации в открытом доступе. Жизнь не стоит на месте – постоянно появляются новые стили,  направления. Всё настолько интересно, что мы сами получаем огромное удовольствие, рассказывая детям о современных возможностях. Например, рисунок песком, несколько лет назад захвативший  весь мир – смотрите, как прост и в то же время как интересен этот безотходный метод. Так что нас, несомненно, ещё ждут большие открытия.  

Вместе с тем главная задача, стоящая перед нами, – воспитание одарённых детей, и первая художественная школа занимается этим уже более полувека. Высокую профессиональную планку в своё время задали такие мастера, как Алексей Криволапов, Вячеслав Курочкин, Валерий Киселёв и, конечно же Виктор Фёдоров.  

Все лучшие разработки педагогов прошлых лет удалось вписать в современные реалии. С 2013 г. мы  работаем по двум программам – общеразвивающей и предпрофессиональной. Причём вторая подразумевает более углублённую подготовку, позволяющую выстроить цепочку «школа – училище – вуз».  

Наши дети без проблем поступают в лучшие художественные вузы страны, выпускники ДХШ № 1 учатся в университетах Чехии и Италии. Среди нынешних педагогов школы  много её бывших выпускников, так что лучшие традиции перетекают из поколения в поколение. 

– Новые технологии как-то касаются столь академичного предмета, как преподавание живописи?

– Поскольку два направления – «живопись» и «архитектура» – требуют разной материально-технической базы, школа  приобретает новое оборудование, в том числе современную технику для обучения компьютерной графике, макеты, методические пособия.

А ещё нам необходимы   чучела птиц и даже человеческий скелет – для изучения крепления костей. И если кто-то вызывается нам помочь, мы сразу предупреждаем: не дарите цветов,  нам нужнее скелет. 

Ну, а если говорить серьёзно, то для серьёзного обучения должна быть соответствующая материальная база, всё должно быть профессионально. Мы стремимся к этому.

– Вы говорите, что воспитываете одарённых детей. А если ребёнок никогда не держал в руках кисть? 

– Если ребенок пришёл просто с улицы, но очень хочет научиться живописи, мы готовы работать и с ним.  Рисование – это очень непросто, это длительный интересный путь, который выдерживают самые упорные и трудолюбивые. Тем не менее конкурс в школу растёт с каждым годом, и для нас это самый главный показатель.

– Будучи профессиональным искусствоведом, как вы оцениваете культурную среду Волгограда?

– Если вести речь об изобразительном искусстве,  то могу сказать точно – у горожан определённо растёт интерес к выставкам. В нашей жизни явно не хватает красоты и гармонии. И понимая это, мы стараемся учесть вкусы наших земляков.

Выставочный зал Союза художников, на который в своё время положили глаз коммерсанты и который мы смогли отстоять и взять на баланс школы, всегда полон народа. Я убеждена, что надо приучать ребят с детства показывать свои работы и не бояться возможной критики. Талантам надо помогать раскрывать себя в полную силу, это бездарность нахраписта. Мы с удовольствием предоставляем возможность выставляться всем нашим художникам, и взрослым, и маленьким. Много планов у выставочного зала и на этот год.

Ну а в целом, если работают музеи, театры, выставки, открываются общественные  пространства, если люди их посещают, значит, культурная жизнь в городе есть. И в наших силах сделать её ещё более насыщенной и интересной. 

Досье
Лидия ИШКОВА. Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ. Профессор кафедры графики, живописи и графического дизайна ВГСПУ. Член правления Волгоградского отделения Союза художников России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах