В редакцию «АиФ-Нижнее Поволжье» часто звонят волгоградцы, чьи права в сфере финансовых услуг были нарушены. Многие не знают, что доказать правоту можно самостоятельно, даже не обращаясь в суд. За комментариями по данному вопросу мы обратились к эксперту, руководителю регионального центра повышения финансовой грамотности взрослого населения, преподавателю кафедры экономики Волгоградского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова Галине Кузибецкой.
- Галина, как гражданину самостоятельно защитить свои права? Обращаться в суд?
- Суд, на мой взгляд, - крайняя мера, прибегать к которой следует только после того, как исчерпаны другие варианты. Если вы считаете, что ваши права нарушены, прежде всего необходимо написать досудебную претензию в финансовую организацию, в которой чётко указать все свои требования.
- А как составляется претензия?
- Форма - свободная, жёстких требований нет. Кроме правил грамматики. И, конечно, должны быть чётко сформулированы аргументы и факты. Обязательно нужно указать лицо, которому претензия адресована (как правило, это руководитель финансовой организации) и личные контактные данные заявителя, т.е. ваше ФИО, адрес для отправки официального ответа, номер телефона, чтобы с вами могли оперативно связаться. Сама претензия должна содержать описание сложившейся ситуации с указанием моментов, где именно были нарушены ваши права. Грамотнее будет излагать всё в хронологическом порядке с точными датами. Дополнительно можно указать, какие именно законные права были нарушены – со ссылкой на соответствующую статью закона «О защите прав потребителей». Претензия обязательно должна быть подписана вами лично и датирована. Если у вас есть документы, подтверждающие нарушение ваших прав, их копии следует приложить к претензии, а в конце претензии составить опись этих документов.
- Какие есть способы подачи претензии, чтобы быть уверенным в её рассмотрении?
- Можно лично принести документ в организацию - это самый распространённый способ. Необходимо будет подготовить два экземпляра претензии, чтобы один остался у вас на руках с отметкой о её получении (указывается входящий номер документа, дата получения, должность, ФИО и подпись лица, принявшего документ). Можно направить претензию почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае у вас на руках останется бланк уведомления, который будет подтверждать факт получения претензии. Также можно воспользоваться электронной почтой, отправив скан претензии, либо заполнить электронный бланк на сайте финансовой организации. Это менее надёжные способы, ведь главное в подаче претензии – это фиксация факта её получения финансовой организацией.
- Как долго финансовая организация может рассматривать претензию?
- Срок и порядок рассмотрения претензий определён договором с организацией. Если это не прописано в договоре, срок может варьироваться в зависимости от правил, действующих в компании и от оснований обращения. Но есть стандартные сроки рассмотрения досудебной претензии, которые определены законодательством, - не более 30 рабочих дней.
- Галина, а если претензия не была удовлетворена финансовой организацией, какие могут быть дальнейшие действия?
- Если финансовая организация действительно допустила ошибку, она её признает, так как доведение ситуации до суда может иметь серьезные последствия, вплоть до лишения лицензии. Но, если все-таки вы получили отказ, следующий шаг – направление жалобы в Роспотребнадзор, представители которого проведут проверку. Можно также воспользоваться услугами финансового омбудсмена. Это институт общественного примирителя на финансовом рынке, который начал работать в России с 2010 г. Подача заявления и рассмотрение дела для граждан являются бесплатными. Но все эти действия возможны только после направления претензии в финансовую организацию.
- Существуют ли в регионе механизмы общественного контроля деятельности финансовых организаций?
- Да, общественные организации могут помочь в подготовке претензий и документов, в обращении в Роспотребнадзор, органы местного самоуправления, в подаче исков в суд. Также они могут вносить предложения о необходимых поправках в законодательстве, если таковые выявлены. В Волгоградской области действует ряд общественных организаций, которые могут помочь отстоять права граждан, в том числе на финансовом рынке. Например, МОО «Кредитный правозащитник», ООО «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело», где можно также получить бесплатную консультацию, и другие.
Узнать контакты данных организаций можно здесь.
Остались вопросы? На них ответят журналисты «АиФ»-НП» и эксперты проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Пишите на e-mail: aif_office@mail.ru (в теме письма укажите «Финансовая грамотность / название публикации»)
Звоните: +7 (8442) 781-667 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9.00 до 18.00.
Необходимые подробности: https://вашифинансы.рф и https://fingram34.ru
Больше ответов на самые важные вопросы о деньгах ищите в спецпроекте «Финансовая грамотность. Аргументы и факты».