Волгоградцам разрешили разводить свиней

   
   

Россельхознадзор не будет вводить запрет на разведение свинопоголовья на территории Волгоградской области. Об этом нам сообщил начальник областного управления ветеринарии Василий Сергеев.

Слухи и факты

Сразу начать эту статью с заявления главного ветврача региона заставила лавина обращений сельских жителей в редакцию. Владельцы просили разъяснить, действительно ли с 24 апреля начнётся ликвидация свинопоголовья в частном секторе из-за угрозы распро-странения африканской чумы свиней. Теперь можем уверенно ответить всем – свиней оставят в покое. Но проблемы выявления АЧС отнюдь не исчезли.

Слухи о запрете на свиноводство появились не на пустом месте. Россельхознадзор действительно спустил в регионы Южного федерального и Северо-Кавказского округов, проект борьбы с этой особо опасной инфекцией.

– Согласно ему планировалось наложить на территории этих округов карантин. При этом каждый регион разбивался на три зоны: наблюдения, искоренения и сдерживания. В нашей области зона искоренения должна была охватить 26 районов. Свинопоголовье в них подлежало постепенной ликвидации в течение 6 месяцев. Отсчёт начинался с 24 апреля, – рассказывает Василий Сергеев.

Нож над свиньями был реально занесён. Но практически в последний момент удар отменили. Оказалось, что поставить убийственную для свиноводческой отрасли подпись под документом никто не решился. Перед чиновниками Россельхознадзора и Минсельхоза реально замаячил «свиной» бунт. В области 523 тысячи голов свиней, из них 70 процентов – это свиньи с крестьянских дворов. Народ готов был биться за основу своих доходов до последнего. Запрет на выращивание свиней в регионе мог привести к «свиному» бунту.

Коррупция дошла до свинарников

Свиноводством Олег Карпов из хутора Ольшанского Урюпинского района занимается много лет, для таких, как он, введение тотального карантина означало бы полное разорение.

   
   

– Мы с другими животноводами, узнав о готовящемся искоренении свиней, начали составлять письмо к Президенту и премьеру. Больше ведь жаловаться некому, – говорит хуторянин.

Кроме жалоб и просьб о помощи у Карпова и тысяч других селян накопилось и много вопросов к сидящим в высоких кабинетах.

– Почему когда в 2007 году африканская чума только обозначилась на границах России, против неё не вводились жесткие меры? Почему дали распространиться заразе? И, наконец, почему крестьяне должны теперь расплачиваться за неспособность ветслужбы и других структур бороться с АЧС? – возмущается он.

Вопросы, к сожалению, безответные. А при попытке их разъяснить картина вырисовывается удручающая. Ветеринары в один голос говорят, что при существующем порядке вещей, когда в каждом регионе действует свое ветзаконодательство, невозможно вести широкомасштабные противоэпизоотические мероприятия. И они правы. Единая систе-ма, когда для ликвидации опасных инфекций привлекались армия, правоохранительные органы, давно рухнула. Коррупция разлагает её остатки. Давно ни для кого не секрет, что сегодня довольно легко можно купить почти любую справку и везти тех же свиней куда угодно. И завоз зараженных животных из Ростовской области в Кумылженский район прошлым летом произошел по этому сценарию.

Кому выгодно?

Сегодня крестьян пытаются убедить, что к жестким карантинным мерам прибегают и за рубежом, в частности, в Испании. Там искоренили всё поголовье подчистую и потом развели заново. Всё это верно. Только у испанцев эта кампания прошла продуманно и без авралов. Государство компенсировало свиноводам прямые убытки и упущенные возможности, создало все условия для перехода на разведение свиней в новых мини-фермах, куда инфекция проникнуть не может. У нас ни о каком взвешенном подходе говорить не приходится. Достаточно сказать, что вначале планировалось обязать крестьян ликвидировать свиней чуть ли не за пару недель. Куда они денут животных и на что бу-дут жить потом, об этом никто не подумал. Меры по сглаживанию кризиса в свиноводстве в стадии разработки. Хотя, по логике, нужно было начинать с их внедрения, а уже потом вводить тотальный карантин.

С крестьянами солидарны владельцы свинокомплексов.

– Введение жестких карантинных санкций необходимо, иначе не только южные области, вся Россия останется без свинины. Но не нужно рубить сплеча, – говорит гендиректор агрохолдинга «Паритет» Игорь Булдыгин.

Если бы карантинный проект реализовали, его свинокомплекс (10 тысяч голов) пришлось бы закрывать. По его мнению, всё чётче проявляются факты нездоровой конкуренции среди производителей свинины. Так, при ликвидации нашего свинопоголовья выигрывают владельцы сверхкрупных свинокомплексов Белгородской, Воронежской областей и ещё ряда регионов. В центральных СМИ уже озвучили, что обеспечение свининой регионов, закрытых по АЧС, возьмут на себя именно эти свинопромышленники. А ведь ещё есть компании, занимающиеся импортом свинины и тоже имеющие поддержку на уровне правительства. Они постараются извлечь максимум выгоды из крестьянских бед.

Вслед за свиноводческой отраслью может пострадать и растениеводство. Ведь на откорм свиней идёт большая доля фуражного зерна, выращиваемого у нас.  

Смотрите также: