Два «Красных» одна беда

   
   

30 апреля 1897 года французским акционерным «Уральско — Волжским металлургическим обществом» на окраине Царицына, был основан металлургический завод, а в ноябре 1898 г. была пущена первая мартеновская печь. Много стали утекло с тех пор. Завод менял собственников, разрастался, обстраивался вокруг себя городом, переживал взлеты и падения. Во время Сталинградской битвы завод был полностью разрушен и восстал буквально из пепла и руин. Сейчас, по прошествии почти 70 лет после тех исторических событий, предприятие снова находится на краю гибели. Но тогда все было понятно, а враг был очевиден. А кто же уничтожает завод сейчас, в мирное время?

Банкрот нельзя помиловать

На волне приватизации завод был акционирован,  пережил несколько собственников и неоднократно менял организационно правовую форму. Сейчас на территории завода находятся три предприятия: ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» и ОАО «Русспецмаш», которое объединило имущественный комплекс «Красного Октября» и производственной площадки «Баррикады». Имущество этих предприятий составляет единый комплекс, активы которого принадлежат группе РТ-Металлургия, входящей в свою очередь в состав ГК «Ростехнологии». Все изменения, связанные с данными предприятиями, были сделаны с целью улучшения  конкурентоспособности завода.

Но пришел новый кризис и «Красный Октябрь» боролся, выживал, с целью сохранения коллектива работал себе в убыток. Помощи было ждать неоткуда. Из-за резкого падения общемирового спроса на металлопродукцию с октября 2008 года по август 2009-го возникла кредиторская задолженность. 20 ноября прошлого года на ЗАО «КО» была  введена процедура наблюдения – в качестве оздоровительной меры. Она дала возможность временно приостановить платежи по процентам кредитов и направить средства на продолжение программы реконструкции.

Не выглядела совершенно безнадежной и ситуация на ОАО «КО». Администрация Волгограда разработала программу по оздоровлению производства, которая успешно стала воплощаться в жизнь. И именно поэтому настоящим шоком стало обращение руководства ОАО в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом.

Нестандартность ситуации еще и в том, что обычно руководители предприятий всеми силами сопротивляется кредиторам, которые стремятся признать своего должника несостоятельным. А здесь все с точностью наоборот. И кредиторы, и администрация города не видят никаких оснований для уничтожения и распродажи завода. А руководство предприятия кричит о своем банкротстве и отказывается от любых переговоров.

«Судя по тому, что само предприятие обратилось с заявлением о признании себя же банкротом, то, по-видимому, оно и заинтересовано в получении этого статуса, - предположила председатель комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Елена Козлова.

   
   

Для чего же все это делается? Дело в том, что после завершения процедуры банкротства, имущество предприятия распродается. При этом, естественно, новому собственнику старые долги не переходят. С кредиторами рассчитываются за счет денег, полученных с продажи имущества должника. И хотя официально к заводу никто не приценивался, не исключено, что людям, затеявшим процедуру банкротства, покупатель уже известен. Сейчас руководство завода избегает любых переговоров о будущем завода и о причинах, подтолкнувших их к такому шагу.

14 мая в отношении ОАО «Красный Октябрь» была введена процедура наблюдения. Теперь остановить процесс банкротства можно в нескольких случаях.

1) Если проверка установит, что оно действительно готовится преднамеренно и необоснованно.

2) За время процедуры наблюдения предприятие со своими долгами расплатиться (что выглядит особо утопично, учитывая желание руководства завода как раз избежать этой самой расплаты).

3) Еще один вариант -  мировое соглашение с кредиторами. Но руководство завода отказывается от каких-либо переговоров.

Вот и получается, что сейчас вся надежда возлагается на прокуратуру. Правда, даже если проверка выявит корысть руководства завода, то и тогда процедура не будет остановлена. Просто виновных привлекут к уголовной ответственности.

Другой «Красный», та же проблема

В случае с ЗАО «Красный Октябрь» похожая ситуация. На собрании кредиторов, после оглашения финансового анализа предприятия, арбитражный управляющий сделал акцент  на конкурсном производстве как процедуре, вводимой на предприятии после процедуры наблюдения. И это при динамично развивающемся производстве предприятия, при растущем портфеле заказов и ясной перспективе на дальнейшее развитие! Кредиторы, однако, чьё решение могло быть определяющим, не поддержали данного направления, и вопрос о введении конкурсного производства на собрании был отклонён.

Кстати, судебное заседание по делу о банкротстве Волгоградского металлургического завода «Красный Октябрь» состоялось 1 июня и снова было перенесено. О перенесении даты слушания ходатайствовали юристы предприятия. За этот месяц кредиторы завода проведут еще одно собрание, на котором решат – целесообразно ли введение на «Красном октябре» процедуры банкротства или нет. На предыдущем собрании, которое прошло 20 мая текущего года, 50% кредиторов  в голосовании участия не приняли, по причине чего общее решение принято не было.

Какова же участь трудового коллектива предприятия при введении конкурсного производства?

Согласно статье №142 ФЗ о банкротстве на градообразующем предприятии, подразумевается сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов коллектива, и то только в течение трёх лет.

Неужели для такого вот исхода предприятие боролось с напирающим кризисом, прилагая все усилия для сохранения коллектива? Ведь завод «Красный Октябрь» Практически первым в области заявил о своем участии в федеральных антикризисных мерах: программе временной занятости и программе опережающего обучения, что помогло сохранить высококвалифицированный персонал предприятия. С июня 2009 года предприятие начало постепенно увеличивать объёмы производства, появились крупные заказы, включая заказ Росатома на оборонную продукцию. К апрелю 2010 года уровень объёма производства завода сравнялся с уровнем 2008 года, то есть предприятию удалось достичь докризисного уровня, или так называемую точку безубыточности

Пожалуй, после стольких испытаний коллектив завода «Красный Октябрь» достоин лучшей участи, чем банкротство градообразующего предприятия.

Спасти металлургический гигант

Кто-то, несомненно, получит свою выгоду от банкротства металлургического гиганта. А что получит город?

В мэрии считают необходимым сохранить производственный комплекс и трудовой коллектив. Ведь банкротство «Красного» нанесёт непоправимый ущерб экономике города и области и будет иметь самые серьёзные социальные последствия. На ЗАО «Красный Октябрь» работает 8000 человек. Администрация Волгограда ходатайствует перед кредиторами и Арбитражным судом о 100-процентном сохранении трудового коллектива сроком на 3 года. На ОАО «Красный октябрь числится еще примерно столько же. Но здесь ситуация сложнее. Это предприятие пока не признано градообразующим, поэтому весь коллектив в результате «большой игры» своих начальников, рискует оказаться на улице. Волгоградская мэрия всеми силами пытается спасти умирающий завод, но «больной» сам отказывается от спасения.

«Известие о том, что на ОАО «Металлургический завод «Красный Октябрь» введена  процедура наблюдения, вызвало у администрации Волгограда, мягко говоря, сильное удивление. Ведь совсем недавно его руководство рассказывало главе города Роману Гребенникову о том, что на предприятии есть программа оздоровления и выхода из кризиса, - прокомментировала председатель комитета земельных ресурсов администрации Волгограда Елена Козлова. - Администрация Волгограда обратилась в прокуратуру Волгограда с просьбой провести тщательную проверку, не является ли это попыткой уйти от выплаты долгов, в том числе перед бюджетом».

В ближайшее время администрация Волгограда будет ходатайствовать о проведении экспертизы на ОАО «Красный Октябрь», чтобы определить, нет ли здесь признаков преднамеренного банкротства.

Смотрите также: