В правовом центре «Человек и закон» бывают случаи, когда без прибора «Полиграф» не обойтись. Его сотрудники рассказали корреспонденту «АиФ» – НП», как выручает детектор лжи в экстремальных ситуациях.
Деньги не брал
Эксперт Александр Шкатов с гордостью вспомнил недавний случай во Фролово:
– За три часа мы раскрутили кражу в два с половиной миллиона рублей. Деньги кто-то унёс вместе с тяжелючим сейфом из офиса торговой компании. Мы быстренько составили тест со значимыми вопросами для трёх человек, которые могли совершить кражу. Они имели право отказаться, но деваться было некуда – все сразу заявили, что непричастны.
Если человек врёт, физиологические реакции его организма сильно меняются. Датчики эти реакции фиксируют. Причём те, которыми мы не можем управлять. Потоотделение, работу сердечно-сосудистой системы, дыхание – одновременно грудное и брюшное.
– А под ножки стула ставят датчики тремора, которые отмечают минимальное мышечное напряжение в теле, – рассказывает эксперт, для показа опутывая проводами одну из сотрудниц центра. – Когда человек врёт, он обычно сжимает пальцы ног, напрягает мышцы спины. Это и улавливают датчики тремора.
К Шкатову обратился директор крупной волгоградской компании с проблемой: конкуренты узнают об условиях сделок, предлагают цены чуть ниже и отнимают заказы. Фирма решила провести фронтальную проверку персонала.
– Мы работали больше двух недель, проверяли каждого два с половиной часа. Ложь зарегистрировали в ответах коммерческого директора. Провели повторное тестирование – результат подтвердился на 100%.
Оборотистого коммерсанта выгнали, а новых сотрудников теперь проверяют на детекторе лжи.
Сотрудник правового центра Александр Сиволобов рассказал, как житель Волгограда Сергей Сотников добровольно согласился пройти проверку на полиграфе, лишь бы снять с себя подозрения в крупном мошенничестве. Два года назад знакомая женщина попросила передать её сыну пять миллионов рублей (сама не могла). За услугу обещала помочь получить кредит в 300 миллионов. Деньги он отвёз, а ссуду не получил. Мало того, мать с сыном подали на него в суд за то, что он будто бы прикарманил эти пять миллионов. К ответу привлекли даже жену Сотникова, хотя у них давно оформлен брачный договор, что супруги не отвечают по обязательствам друг друга.
– Процесс идёт до сих пор. Полиграф показал, что Сотников не врёт и деньги отдал до копеечки. Но та сторона не успокаивается и хочет отнять магазин у его жены. Детектор лжи тут бессилен, – заканчивает Сиволобов.
Лишение прав для галочки
А вот совсем свежая история. На днях пришел человек, которого лишили водительских прав. Он занимается перевозками на своём грузовике. Его остановил гаишник на дороге в Волгограде. Сказал, что шофёр в алкогольном опьянении, предложил составить протокол. Мужчина стал отпираться, его успокоили: мол, протокол только для галочки. Хотя права забрали.
Дальше водителю посоветовали: можешь сам пройти освидетельствование – если трезвый, никто тебя не тронет. Нужную бумагу подсунули в темноте: подпиши и будь свободен. Мужчина обрадовался, подмахнул протокол и уехал. А через несколько дней пришла повестка в суд. Оказывается, он подписал протокол об отказе в медосвидетельствовании! А ведь водитель, считай, добровольно съездил в наркологический диспансер и прошёл процедуру.
Я не выдерживаю и перебиваю: так в чём же дело?
– У нас практика такая: трезвый ты или пьяный, а отказ пройти освидетельствование – это однозначно лишение прав от полутора до двух лет. Нашему водителю влепили на всю катушку, хотя на суде он предъявил заключение нарколога.
Правозащитники предложили водителю пройти исследование на детекторе лжи. По закону полученное заключение в судах не рассматривается как доказательство. Однако Европейский суд по правам человека берёт за основу это исследование и считает данное доказательство допустимым, как выводы специалиста.
Смотрите также:
- Врачи не могут поставить диагноз жительнице Волгограда →
- Как проверяют милиционеров на детекторе лжи →
- Врачи зарезали волгоградку аппендицитом →