Нездоровый рейтинг. С какими проблемами сталкиваются волгоградские пациенты

Больным требуется много времени и здоровья, чтобы получить медпомощь. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Завершается работа всероссийской общественной «прямой линии» по вопросам защиты прав граждан в сфере здравоохранения. В течение 5 месяцев в 14 регионах России эксперты принимали звонки от пациентов, консультировали по различным вопросам. Волгоградская область стала лидером по количеству обращений.

   
   

Антирекорд 

В Росздравнадзоре по Волгоградской области прошёл общественный совет, где озвучили предварительные итоги акции. По словам Галины Едигаровой, регионального куратора проекта, председателя общественного Совета по защите прав пациентов при Рос­здравнадзоре по Волгоградской области, из общего количества звонков, поступавших на «прямую линию» ежедневно из 14 регионов, - каждый третий был из нашей области.

«Из общего числа 28% - это рекорд. На втором месте - Кировская область (21,6%), тройку лидеров замыкает Новосибирская область (13,3%), - отметила Галина Алексеевна. - То ли народ у нас буйный, то ли в нашей области информированность населения о проведении акции была хорошей. К слову, в облздраве нам отказали в размещении информации об общественной «прямой линии» в учреждениях здравоохранения. Тогда мы обратились за помощью к СМИ. Только две газеты и одна радиокомпания нас поддержали. Но это дало хороший импульс. Первый месяц звонки поступали только из нашей области. Но справедливости ради хочу подчеркнуть, что по характеру обращений мы не самые плохие в стране. 

 «АиФ-НП» были в числе тех, кто проинформировал своих читателей о проведении социально-важного проекта и дал людям возможность обратиться к правовым экспертам за помощью.

Нездоровый рейтинг 

Пациенты 14 регионов, в том числе и нашего, чаще всего жаловались на организацию плановой и специализированной помощи: невозможность записаться на приём к узкому специалисту, получить направление на диагностику, отказы в посещении врачей лежачих больных, длительное ожидание направления на лечение по программе высокотехнологичной медицинской помощи т.д. и т.п. Эта проблематика составила 39,6% в общем количестве обращений. 

«Например. Нам позвонила 90-летняя лежачая женщина, которая страдает онкологическим заболеванием и сахарным диабетом. Ей нужен был осмотр гастроэнтеролога и эндокринолога. Участковый терапевт заявила женщине, что таких специалистов в поликлинике нет, и посоветовала обратиться в платную клинику. Было немало жалоб на то, что в поликлиниках «не прикрепляют» с пропиской из другого района», - говорит Едигарова.

На втором месте - проблемы льготников с получением бесплатных лекарств и отказ врачей в выписке жизненно-важных препаратов. Врач обязан вам выдать рецепт, независимо от того, есть ли он в аптеке. Более того, если вы предъявите рецепт в аптеке, вас обязаны обеспечить лекарственным препаратом в течение 10 дней. За этим бдительно следит прокуратура. 

   
   

Недавно на одном из «круг­лых столов» по проблемам лекарственного обеспечения, чиновник облздрава заявил: «Ну выпишет врач рецепт, больной пойдёт в аптеку, а лекарства там нет. Человек расстроится, так зачем нам больного расстраивать». И это позиция представителя облздрава. Вот врачи в поликлиниках как могут, стараются не расстраивать пациентов. 

На третьем месте по количеству обращений вопросы по медико-социальной экспертизе. В основном они касались процедуры обжалования решения МСЭК. 

Много жалоб было у граждан на качество оказания медицинской помощи, по замене бесплатных услуг на платные, по врачебной этике, организации экстренной медицинской помощи, по санаторно-курортному лечению и др. Эксперты общественной приёмной подробно консультировали граждан о том, как по закону добиваться своих прав.

Навести порядок 

«Я понимаю, что мы не сможем в короткий срок решить проблему дефицита узких специалистов - для этого требуется время, обеспечить всех больных необходимыми лекарствами - для этого нужны огромные средства. Но что мешает решить организационные вопросы? Это 39,6 % жалоб, которые за короткий период можно свести к нулю, - считает Сергей Курдюмов, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. - Например, у нас ввели электронную запись, что должно было повысить доступность медуслуг. Замечательно! Наши пенсионеры, которые не знают, что такое Интернет, всё же умудряются через родственников записаться к врачу. В назначенный день и час человек приходит в поликлинику, а ему говорят - идите в регистратуру за карточкой. И он толпится в общей очереди. Так в чём тогда преимущества электронной записи? А решается проблема просто: приготовьте карточки в кабинете врача на всех, кто заранее записался по Интернету, и очередь в регистратуре резко сократится. Наведите порядок».

Есть, по мнению правозащитников, ещё один законный, абсолютно не затратный и быстрый способ сократить нагрузку на специалистов.

«Мы устали объяснять, что закон позволяет выписывать больным, состоящим на диспансерном учёте, необходимые лекарства сразу на три месяца. Но в нашем регионе врачи об этом словно ничего не знают. И пациенты каждый месяц выстраиваются в очереди в поликлинике и часами стоят, лишь бы получить рецепт. Ну выпишите сразу на три месяца и почувствуете, как сократится живая очередь», - предлагает Едигарова.

Жалобы пациентов Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В мероприятии приняли участие руководители территориальных органов Фонда обязательного медицинского страхования, МСЭК, аппарата уполномоченного по правам человека, руководители общественных организаций по защите прав пациентов. К сожалению, никто из представителей облздрава на данное мероприятие не явился.

Как сообщила Галина Акимцева, руководитель управления Росздравнадзора по Волгоградской области, информация по итогам всероссийской «прямой линии», предложения Совета будут переданы в комитет здравоохранения области для принятия решений по наведению порядка в учреждениях здравоохранения.    

Смотрите также: