Завершается работа всероссийской общественной «прямой линии» по вопросам защиты прав граждан в сфере здравоохранения. В течение 5 месяцев в 14 регионах России эксперты принимали звонки от пациентов, консультировали по различным вопросам. Волгоградская область стала лидером по количеству обращений.
Антирекорд
В Росздравнадзоре по Волгоградской области прошёл общественный совет, где озвучили предварительные итоги акции. По словам Галины Едигаровой, регионального куратора проекта, председателя общественного Совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре по Волгоградской области, из общего количества звонков, поступавших на «прямую линию» ежедневно из 14 регионов, - каждый третий был из нашей области.
«Из общего числа 28% - это рекорд. На втором месте - Кировская область (21,6%), тройку лидеров замыкает Новосибирская область (13,3%), - отметила Галина Алексеевна. - То ли народ у нас буйный, то ли в нашей области информированность населения о проведении акции была хорошей. К слову, в облздраве нам отказали в размещении информации об общественной «прямой линии» в учреждениях здравоохранения. Тогда мы обратились за помощью к СМИ. Только две газеты и одна радиокомпания нас поддержали. Но это дало хороший импульс. Первый месяц звонки поступали только из нашей области. Но справедливости ради хочу подчеркнуть, что по характеру обращений мы не самые плохие в стране.
«АиФ-НП» были в числе тех, кто проинформировал своих читателей о проведении социально-важного проекта и дал людям возможность обратиться к правовым экспертам за помощью.
Нездоровый рейтинг
Пациенты 14 регионов, в том числе и нашего, чаще всего жаловались на организацию плановой и специализированной помощи: невозможность записаться на приём к узкому специалисту, получить направление на диагностику, отказы в посещении врачей лежачих больных, длительное ожидание направления на лечение по программе высокотехнологичной медицинской помощи т.д. и т.п. Эта проблематика составила 39,6% в общем количестве обращений.
«Например. Нам позвонила 90-летняя лежачая женщина, которая страдает онкологическим заболеванием и сахарным диабетом. Ей нужен был осмотр гастроэнтеролога и эндокринолога. Участковый терапевт заявила женщине, что таких специалистов в поликлинике нет, и посоветовала обратиться в платную клинику. Было немало жалоб на то, что в поликлиниках «не прикрепляют» с пропиской из другого района», - говорит Едигарова.
На втором месте - проблемы льготников с получением бесплатных лекарств и отказ врачей в выписке жизненно-важных препаратов. Врач обязан вам выдать рецепт, независимо от того, есть ли он в аптеке. Более того, если вы предъявите рецепт в аптеке, вас обязаны обеспечить лекарственным препаратом в течение 10 дней. За этим бдительно следит прокуратура.
Недавно на одном из «круглых столов» по проблемам лекарственного обеспечения, чиновник облздрава заявил: «Ну выпишет врач рецепт, больной пойдёт в аптеку, а лекарства там нет. Человек расстроится, так зачем нам больного расстраивать». И это позиция представителя облздрава. Вот врачи в поликлиниках как могут, стараются не расстраивать пациентов.
На третьем месте по количеству обращений вопросы по медико-социальной экспертизе. В основном они касались процедуры обжалования решения МСЭК.
Много жалоб было у граждан на качество оказания медицинской помощи, по замене бесплатных услуг на платные, по врачебной этике, организации экстренной медицинской помощи, по санаторно-курортному лечению и др. Эксперты общественной приёмной подробно консультировали граждан о том, как по закону добиваться своих прав.
Навести порядок
«Я понимаю, что мы не сможем в короткий срок решить проблему дефицита узких специалистов - для этого требуется время, обеспечить всех больных необходимыми лекарствами - для этого нужны огромные средства. Но что мешает решить организационные вопросы? Это 39,6 % жалоб, которые за короткий период можно свести к нулю, - считает Сергей Курдюмов, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. - Например, у нас ввели электронную запись, что должно было повысить доступность медуслуг. Замечательно! Наши пенсионеры, которые не знают, что такое Интернет, всё же умудряются через родственников записаться к врачу. В назначенный день и час человек приходит в поликлинику, а ему говорят - идите в регистратуру за карточкой. И он толпится в общей очереди. Так в чём тогда преимущества электронной записи? А решается проблема просто: приготовьте карточки в кабинете врача на всех, кто заранее записался по Интернету, и очередь в регистратуре резко сократится. Наведите порядок».
Есть, по мнению правозащитников, ещё один законный, абсолютно не затратный и быстрый способ сократить нагрузку на специалистов.
«Мы устали объяснять, что закон позволяет выписывать больным, состоящим на диспансерном учёте, необходимые лекарства сразу на три месяца. Но в нашем регионе врачи об этом словно ничего не знают. И пациенты каждый месяц выстраиваются в очереди в поликлинике и часами стоят, лишь бы получить рецепт. Ну выпишите сразу на три месяца и почувствуете, как сократится живая очередь», - предлагает Едигарова.
В мероприятии приняли участие руководители территориальных органов Фонда обязательного медицинского страхования, МСЭК, аппарата уполномоченного по правам человека, руководители общественных организаций по защите прав пациентов. К сожалению, никто из представителей облздрава на данное мероприятие не явился.
Как сообщила Галина Акимцева, руководитель управления Росздравнадзора по Волгоградской области, информация по итогам всероссийской «прямой линии», предложения Совета будут переданы в комитет здравоохранения области для принятия решений по наведению порядка в учреждениях здравоохранения.
Смотрите также:
- Кошелек или жизнь. Менее 30% тяжелобольных волгоградцев получат лекарства →
- В больнице – всё бесплатно. Как волгоградцам добиться честного лечения →
- Последствия реформы. Кому изменения в здравоохранении пошли на пользу? →